maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

1939 год: конец рыбалки

Думаю, будет правильным осветить тему, которая не вошла в две предыдущие статьи по формату, а в отдельности на статью не тянет. Речь пойдёт о немецком рыболовстве в начале войны и после неё.

Турбинный траулер "Экстернштайне" ( на фото уже как американский Eastbreeze), построенный в 1944 году. Принял участие в операции "Эдельвейс II",был захвачен 16.10.1944 года американскими ледоколами у побережья Гренландии
По состоянию на начало войны даю краткий пересказ главы из книги Динклаге/Виттхёфта, по послевоенному - сведения из специализированного издания Commercial Fisheries Review 1950 год.
Рыболовство занимало важное место в германской экономике и развитию этого сектора уделялось значительное внимание. На 1939 год основными гаванями, на которые базировались океанские рыболовные суда являлись Бремерхафен, Гамбург и Куксхафен. На 1 сентября 1939 года в немецком рыболовном флоте числилось 388 судов общей вместимостью 130733 брт. Средняя вместимость одного траулера составляла 337 брт. Этот показатель (средняя вместимость одного судна) постоянно рос, что показывает прогресс в мощности и эффективности рыболовного флота. Так в 1938 году рыбаки насчитывали в своём составе 373 судна на 122772 брт, а средняя вместимость равнялась 329 брт. На стапелях к началу войны было заложено или уже были готовы к сдаче большое количество новых ещё более лучших и экономичных судов, сам процесс промысла становился всё более механизированным и производительным.
Рыболовных компаний в рейхе насчитывалось 45, все они входили в Ассоциацию рыболовной промышленности, которая занималась всеми экспертными, техническими и правовыми вопросами и разумеется представляла интересы рыбаков на государственном уровне. Начало войны не повлияло на эту структуру, она продолжила функционировать и после начала боевых действий.
Как и крупные океанские транспорты, рыбаки получили предупреждение о необходимости вернуться домой 25 августа 1939 года и благополучно успели достичь безопасных вод - времени у них было достаточно, самый дальний район промысла находился южнее Исландии.
В соответствии с правительственным указом от 13 июля 1938 года, кригсмарине имели право реквизировать любые подходящие им суда в любом количестве, что военные моряки немедленно и сделали. Реквизировано было почти 88% рыболовного флота - 341 судно и так как предпочтение отдавалось новым траулерам и судам с хорошим техническим состоянием, легко представить, что осталось у рыбаков.
Пополнение оказалось для военного флота незаменимым - траулеры служили тральщиками, охотниками за подводными лодками, сторожевиками, в общем настоящая "прислуга за всё".
Рыбакам оставалось ходить в море на том, что осталось или что им передавали, как окончательно непригодное к военной службе. Заказать постройку судна взамен потерянного было невозможно. Количество новых, введённых в строй силами самих рыболовных компаний настолько мизерно, что не стоит упоминания, а попытки развернуть строительство судов в Нидерландах и Бельгии не увенчались успехом. В общей сложности, в ходе войны только 112 различных рыболовных судов не были мобилизованы и осуществляли промысел. Это разумеется сказалось на уловах.
В 1938 году немецкие рыбаки добыли 561000 тонн рыбы, в 1939 показатель упал до 413000 тонн и этот год можно считать "концом рыбалки". В следующем 1940 году вылов составил жалкие 56000 тонн, 1941 - 63000 тонн, 1942 - 60000 тонн, 1943 -62000 тонн, 1944 - 53000 тонн.
Понятно, что вылов упал не только из-за мобилизации, но и в результате потери райнов ловли в Северном море и Атлантике. Только Балтика ( в которой были хорошие уловы трески) оставалась безопасным и основным районом лова. Тем не менее и там из-за минной опасности рыбаки несли потери. По годам потери разделялись неравномерно (так в 1943 погибло только одно судно), но общие потери составили 34 траулера.
Всего за время войны, включая мобилизованные в кригсмарине, было потеряно 233 траулера, что означало потерю 75% рыболовного тоннажа и практическое уничтожение отрасли. После окончания боевых действий многие вернувшиеся к бывшим хозяевам суда, обязали работать во фрахте победителей, а тысячи мин ещё долго продолжали собирать свою смертельную жатву в водах Балтики и Северного моря.
NB. 60000 тонн рыбы для 70-милионного рейха, это конечно ни о чём, и подозреваю, что до весны 1940 года датские, норвежские и шведские рыбаки неплохо наварились - получается только у них рейх мог покупать большие объёмы рыбы и рыбной продукции. И вряд ли что-то изменилось после "Везера", ну может расценки существенно снизили. Впрочем возможно спецы в экономике этого периода меня поправят. Закупали ли у СССР - не знаю, но мне кажется вряд ли, нам самим кормить ого-го надо было.

А теперь немного цифр от Commercial Fisheries Review за апрель 1950 года:
Западная Германия
По сообщениями американского консульства в Гамбурге, немецкий рыболовный флот пополнился ещё несколькими новыми высокомеханизированными траулерами. В 1949 году улов составил 465000 тонн, что на 85000 тонн больше, чем в 1948 году. Основные районы базирования траулеров, Бремерхафен, Гамбург-Альтона, Куксхафен и Киль. Сельди в 1949 году было добыто 168000 тонн, что выше довоенного рекорда 1937 года - 164000 тонн. Импорт рыбы западными немцами неуклонно снижается, в 1948 году было импортировано 286784 тонны рыбы, в последнем году уже 276000 тонн. Вероятно в ближайшем будущем Западная Германия запретит импорт сельди, чтобы оказать поддержку собственному рыболовному флоту.
Рыболовный флот: в конце 1949 года зарегистрировано 225 траулеров, средний возраст которых составляет 18,3 года.в 1939 году Германия имела 373 судна со средним возрастом 12,7 лет. Флот сельдяных люггеров насчитывает 115 судов, со средним возрастом 23,8 года. В 1939 их было 168 со средним возрастом 18,9 года. Количество рыболовных катеров по сравнению с 1939 годом даже увеличилось, хотя сравнить их характеристики невозможно. В настоящее время их 1414, в 1939 году числилось 1198.
Руководство этими судами осуществляется немцами исключительно прагматично, так требуется добиться высокой рентабельности и показателей, при вынужденной необходимости использовать устаревшие суда и оборудование.
Дальше идёт о восстановлении поголовья сардин, вводе в строй новой рыбоконсервной фабрики в Киле и передаче американским флотом трёх траулеров немцам, на безвозмездной основе.
Следом идёт раздел "Германия -Русская зона".
Очень часто употребляется модный географический термин "Железный занавес", прицепом к немцам пытаются просчитать и поляков.
Констатируется, что всё национализировано и объединено в рыболовное государственное предприятие VVB, в котором первоначально было всего 14 рыболовных катеров, сейчас 55. 11 из них современных 79-футовых, со 150-сильными моторами, грузоподъёмностью 50 тонн. Три катера из этого числа построены в британской зоне и переданы в советскую зону по торговому соглашению "Восток-Запад". Остальные 44 катера построены в советской зоне, "разумеется" они плохие: поднимают всего 9 тонн, длиной всего 56 футов.
Планируется довести рыболовный флот VVB до 200 единиц, но восточногерманские верфи не могут строить крупные рыболовные суда и скорее всего это будет прибрежная флотилия катеров-рыбаков. Частный бизнес рулит, западногерманские и датские рыбаки постоянно сбывают рыбу в Восточной зоне и имеют профит в отличии от.
В общем как-то так. Цифры вылова спустя пару лет после войны, конечно поражают. Куда девалась эта прорва рыбы, да ещё при таком импорте вот вопрос. Подозреваю, что "рыночек порешал" и много сразу шло на экспорт, валюта то нужна. Недаром планировали запретить импорт сельди.
И ещё. Довольно часто, в книгах и исследованиях о немецких подводниках, встречается, что район южнее Исландии они называли "Розовый сад", "Розенгартен". Я ещё удивлялся откуда такая лирика и почему именно так. Оказывается этот район хорошей ловли так назывался у немецких рыбаков и из их профессионального жаргона видимо и перекочевал к военным морякам. По верфям ГДР аналитики конечно дали маху. ЕМНИП восточногерманские судостроители потом показали все кузькину мать.
Tags: разное, торговый флот, третий рейх
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments