maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Самоликвидация Фрица Тодта

Выкладываю перевод отрывков книги Блейна Тэйлора "Инженеры Гитлера. Фриц Тодт и Альберт Шпеер", касательно гибели Фрица Тодта в авиакатастрофе в феврале 1942 года. В фейсбуке я как-то уже выкладывал короткую заметку по этому поводу, но решил что друзьям и сочувствующим будет интересно узнать побольше. Для новых читателей блога даю ссылку на предыдущий любопытный отрывок из этой книги "Фриц Тодт с огромной обидой про советские дороги" https://maxdianov.livejournal.com/74334.html
Как всегда с моими минимальными ремарками и замечаниями. Итак поехали.

Похороны Фрица Тодта
7 февраля Тодт отправился в Растенбург, на встречу с Гитлером. Это оказалась его последняя встреча с фюрером. Стенограммы или записи разговора не сохранилось, но по свидетельствам очевидцев, которые находились в то время в Растенбурге, беседа не удалась. Доктор Шмидт приводит комментарии Роланда относительно деталей этой встречи: "Тодт... расценил войну с Россией как национальное бедствие. Желание Тодта построить шоссе в Россию не означало его одобрение военных целей Гитлера." Несмотря на его веру в идеалы национал-социализма, он не отказался от права иметь собственное мнение.Он полностью осознал, что Германия - особенно после того как США вступили в войну, не может соперничать с военным потенциалом противника. Для него решающим моментом было то, что Германия втянута в войну на истощение и шансы победить в этой войне становились слабее с каждым месяцем. Тодт не скрывал своего отношения к продолжению войны,независимо от того, разговаривал он с фюрером или с кем-то ещё. После войны Роланд заявил, что Тодт неоднократно призывал Гитлера положить конец войне политическими средствами. Роланд предполагает, что политическое решение об окончании войны и было темой разговора 7 февраля 1942 года.
Дан ван дер Ват дополняет по этому поводу: " У Гитлера было очень уважительное отношение к выдающимся экспертам своего дела, таким как Тодт, но он также обладал жуткой способностью подорвать волю даже самого независимого собеседника, который после этого старался обычно избегать встреч с ним. Однако мы не знаем, что происходило в тот февральский вечер, когда Тодт вооружённый статистическими отчётами беседовал с Гитлером с глазу на глаз. Однозначно он привёл неутешительные данные по сравнению военно-промышленного потенциала рейха и его противников. Беседа тет-а-тет длилась шесть часов и протекала весьма бурно, во всяком случае помощники слышали голоса на повышенных тонах". (Про жуткую способность - видимо правда. Эрих Редер не стесняясь это подтвердил и действительно старался держаться от фюрера подальше, что конечно не особо пошло на пользу его ведомству. - М.Д.)
Шпеер также прибыл в Растенбург на встречу с Гитлером. В 1971 году, в интервью он вспоминал, что видел Тодта после встречи с фюрером: "Когда я приехал, Тодт вышел с конференции фюрера, он казался измученным и подавленным. Он сидел со мной с бокалом вина, а потом угрюмо извинился, что ему надо пойти поспать несколько часов. Он сказал, что летит обратно в Берлин и спросил не хочу ли я сопроводить его. Я согласился, так как терпеть не мог ездить поездом и договорился с ним о встрече на аэродроме". Встреча Шпеера с Гитлером однако затянулась до поздней ночи и он не мог вернуться утром в Берлин, так как нужно было провести ещё несколько встреч. Утром его разбудил телефонный звонок и врач Гитлера сообщил ему, что самолёт Тодта разбился, Фриц Тодт погиб.
(Здесь я опустил большой фрагмент, где описываются похороны Тодта, цитируются дневники Геббельса по поводе его смерти и высказывания Гитлера, включая его траурную речь.- М.Д.)
Катастрофа или убийство?
Слухи поползли сразу же, когда было выпущено чрезвычайно краткое сообщение: "В воскресенье, 8 февраля, рейхсминистр доктор Тодт, погиб в результате несчастного случая при исполнении своих служебных обязанностей". Это заявление вызвало шок и резкую критику. Сразу поползли сплетни, что Тодт погиб в результате диверсии противника. ( А власти скрывают! -М.Д.). Однако фюрер и его ближний круг тоже хотели знать, что произошло. Гитлер приказал министерству авиации провести расследование и выяснить мог ли саботаж или диверсия привести к катастрофе.
Расследование установило, что самолёт взорвался ( с резким выбросом пламени вверх), в 65 футах (около 20 метров) над землёй. Комиссия по расследованию, которую в виду важности дела возглавлял генерал-лейтенант люфтваффе однако пришла к любопытному выводу: "Возможность саботажа исключена. Следовательно дальнейшие меры не являются ни обязательными, ни предполагаемыми". Кстати незадолго до своей смерти Тодт положил значительную сумму денег на счёт своего многолетнего личного секретаря и заметил, что делает это на тот случай если с ним что-то случится. ( Дальше я опустил многословные умозаключения автора, зачем он это сделал и т.д.) Шпеер дал своё описание катастрофы: "Самолёт совершил нормальный взлёт, но находясь ещё в пределах видимости аэродрома, пилот совершил быстрый разворот, что указывало на то, что он собирается идти на экстренную посадку. Снижаясь он направился к взлётно-посадочной полосе, несмотря на сильный попутный ветер,ждать перемены ветра он не стал. Взрыв произошёл недалеко от аэродрома на малой высоте."
Самолёт был Хейнкель-111, переоборудованный для перевозки пассажиров. Его одолжил Тодту, его друг, фельдмаршал Гуго Шперрле, так как самолёт доктора был вынужден отправиться в ремонт.Как все курьерские самолёты, использующиеся на фронте он был оборудован устройством самоликвидации. Для его активации нужно было потянуть ручку, находящуюся между креслами пилотов, после чего с задержкой в несколько минут происходил подрыв самолёта. Версия о случайной активации этого устройства и стала основной и Гитлер её поддержал.
В заключительном отчёте военного трибунала, датированным 8 марта 1943 года и подписанным в Кёнигсберге командующим 1-м военно-воздушным округом говорится: (О заходе на посадку после разворота -М.Д) "Приблизительно в 2300 футах от аэродрома, пилот уже перед самым началом взлётно-посадочной полосы видимо сбросил газ, а спустя несколько секунд снова увеличил обороты двигателей. В этот момент из передней части самолёты вверх вырвался столб пламени, вызванный взрывом. Самолёт сразу рухнул с высоты около 20 метров, развернувшись вокруг правого крыла и войдя в землю практически перпендикулярно. Он вспыхнул и был мгновенно разрушен серией взрывов... (дальше снова много нудной воды от автора, выкинул - М.Д.)
Что касается механизма самоуничтожения доктор Шмидт сказал: "Пилот вполне мог непреднамеренно сорвать рычаг механизма. В самолёте Тодта аналогичный переключатель имел совсем другую функцию, и в боевом самолёте Шперрле эта ошибка стала фатальной. Механизм имел задержку три минуты. У пилота не было времени вернуться на аэродром и приземлиться до того как на борту взорвётся килограмм тротила."
Личный пилот Гитлера Ганс Баур, также оставил свои воспоминания о катастрофе:
"На следующее утро я поехал на аэродром, около 8.30, как обычно. Вдалеке я увидел облако черного дыма и вскоре в 50 метрах от взлётного поля увидел горящий "Хейнкель". Я узнал, что это был самолёт доктора Тодта. Самолёт только что был заправлен 3400 литрами бензина, поэтому пожар был очень сильным и он явно ещё должен был бушевать продолжительное время. Я сразу послал за длинными баграми, чтобы вытаскивать тела, пока они не сгорели дотла. Огнетушители смогли немного сбить пламя и нам удалось с помощью багров вытащить трупы. Доктор Тодт лежал головой вниз, одна сторона тела обгорела до неузнаваемости. Я обнаружил, что Шпеера не было с ним - мы вытащили Тодта, трёх членов экипажа и двух человек вылетевших на отдых в Берлин. Все они разумеется погибли. Естественно, я сразу опросил свидетелей, чтобы выяснить причины катастрофы. Погодные условия в тот день были очень плохими: сильный ветер, срывался снег, высота облачности 2300 метров. Руководитель полётов только успел записать точное время взлёта, как заметил, что самолёт возвращается.Это было необычно, но ещё более удивительным было то, что он шёл на снижение с уже выпущенным шасси. У него мелькнула мысль, что при таком сильном попутном ветре у них мало шансов на успешную посадку, так как полоса была слишком короткой. Затем вдруг, когда "Хейнкель" был всего в 100 метрах от границы аэродрома, из задней части самолёта вырвалась струя синего пламени. Это же пламя видели жители соседнего с аэродромом поместья. Все в этом были единодушны, что взрыв произошёл не в крыльевых баках, а в задней части фюзеляжа.
Самолёт Тодта был поставлен на ремонт и техобслуживание, сроком на 14 дней. Люфтваффе предоставили ему на это время другой "Хейнкель". Самолёты этого типа были оборудованы механизмом самоликвидации, килограмм взрывчатки, взрыватель активировался натяжной струной с крохотной петлёй на конце. Устройство находилось под креслом пилота, задержка времени составляла три минуты. Это устройство похоже и сыграло роковую роль в судьбе рейхсминистра.
Доктор Тодт обычно сидел в кабине рядом с пилотом на штатном месте бортинженера. Вероятно, он во время взлёта прошёл по узкому проходу из фюзеляжа в кабину пилотов. Протискиваясь в своём меховом костюме или пропуская бортинженера, который после уборки шасси должен был освободить ему место, кто-то из них мог задеть рычаг устройства и активировать взрыватель замедленного действия. При активации запала, они услышали хлопок, в кабине должен был появиться дым. Причина нештатной ситуации видимо была ими выяснено очень быстро. Самолёт находился в воздухе около двух минут, когда они осознали проблему. Затем началась гонка со смертью, счёт пошёл на секунды. Они выпустили шасси, чтобы не терять времени и пошли прямо с попутным ветром. Время вышло, когда до взлётной полосы оставались считанные метры.

В общем версия одна, хотя у Баура и Шмидта они различаются немного. Непонятно, почему если свидетели говорят, что пламя вырвалось из задней части самолёта, комиссия заключила, что взрыв и пламя были в передней части. В любом случае гибель Тодта и его спутников одна из самых необычных в ходе войны.
Tags: Фриц Тодт, загадки, литература, разное
Subscribe

  • Задумчиво

    При написании статьи пришлось довольно пристально изучить биографию Канариса и по моему более неудобной личности для простейшей моральной…

  • (без темы)

    Флотофилы, если хотите блеснуть в обществе самой изысканной флотофилией, можете томно закатив глаза, сказать: "Эх, сейчас бы секонд-хендом, да на…

  • Откровения радиста Хайдта

    В 1930 году, знаменитый немецкий художник-маринист Клаус Берген ( участвовал в знаменитом походе U-53 Ханса Розе) и командир UB-73 Карл Нойройтер,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Задумчиво

    При написании статьи пришлось довольно пристально изучить биографию Канариса и по моему более неудобной личности для простейшей моральной…

  • (без темы)

    Флотофилы, если хотите блеснуть в обществе самой изысканной флотофилией, можете томно закатив глаза, сказать: "Эх, сейчас бы секонд-хендом, да на…

  • Откровения радиста Хайдта

    В 1930 году, знаменитый немецкий художник-маринист Клаус Берген ( участвовал в знаменитом походе U-53 Ханса Розе) и командир UB-73 Карл Нойройтер,…