maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Гибель "Ригеля" 27 ноября 1944, с 2000 советских военнопленных

В продолжение поста о торпедировании "Палатии" https://maxdianov.livejournal.com/87405.html, следующая глава из книги Эйнара Штефеннака, с ещё более мрачным количеством жертв. Ремарки и примечания, выделены курсивом. Так как Штефеннак очень "плавает" в военно-морских вопросах, рекомендую прочитать комментарий Игоря Борисенко ака igor_ktb к предыдущему посту о "Палатии". И ещё - Штефеннак специально упомянул, что традиционное наименование в Норвегии советских пленных, устоявшееся ещё с войны - "русские пленные, заключённые" "Russerfangene", именно поэтому он так назвал свою книгу и употребляет это наравне с правильным "советские военнопленные". Итак поехали:

Гибель "Ригеля"
27 ноября 1944 года грузовое судно «Ригель» направлялось на юг. Была поздняя осень, последняя осень, заканчивающейся войны. На борту находились военнопленные различных стран, самой большой группой были советские военнопленные, размещённые в грузовом трюме.
«Ригель» был построен в 1924 году на верфи «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене для пароходной компании Бергена, имел пять грузовых трюмов и должен был обслуживать южноамериканскую линию.

20 лет спустя «Ригель» окончил свои дни напротив Тьётты, у побережья Хельгеланда. Это самая большая катастрофа на море у наших берегов, с самым большим количеством жертв за всю нашу историю. 2500 русских заключённых погибнут. Это событие оккупации оказалось незаслуженно забытым нашим обществом.
9 апреля 1940 года «Ригель» оказался в самом неподходящем месте, которое можно себе представить: он находился в порту Осло, загружаясь для очередного рейса в Южную Америку. Немцы естественно захватили судно, дедвейт которого составлял 6850 тонн.
«Ригель» стал одним из немногих норвежских торговых судов, которые не перешли под контроль союзников в годы войны. Он осуществлял перевозки вдоль норвежского побережья, в основном перевозя боеприпасы и снабжение для немцев, к северу от Тронхейма. Его команда состояла из норвежцев, но в октябре 1944 года немцы укомплектовали судно своей командой. Для этого у немцев были причины. В октябре 1944 года «Ригель» был назначен для рейса в южном направлении, гораздо дальше чем обычно — в Санднес и Рогаланд, где должен был принять на борт войска для перевозки их к местам боёв на севере страны.

"Ригель" на службе у немцев
Норвежская команда совершила акт саботажа, немецкие транспортные средства, принятые на борт, были уничтожены путём их «сбрасывания» в грузовые трюмы (здесь я не понял — то ли они в трюмах специально плохо закрепили технику, то ли техника была на палубе и норвежцы устроили так, что автомобили проломили крышки грузовых люков и упали в трюмы. - М.Д.), а затем ночью в Бокна-фьорде посадили судно на мель. Повреждения правда оказались небольшими и «Ригель» отбуксировали в Ставангер, а капитана и штурмана доставили в Гестапо — но они спасли себя, заранее договорившись о показаниях.
После этого немцы укомплектовали судно своим экипажем из 29 человек, по командованием капитана Генриха Роде.
2 ноября судно покинуло Сколтегруннскайен в Бергене и взяло курс на север. Данные о его маршруте несколько противоречивы, но 21 ноября судно было в Бьерквике. Затем оно прибыло в Нарвик, который покинуло 23 ноября в составе конвоя. Первой остановкой был Томмернесет в Хамарё. Там на борт прибыли ещё 948 русских пленных в сопровождении 121 немца. (По контексту понятно, что пленных уже было на борту определённое количество, но это почему-то объясняется в примечании к этой строке в конце книги - «В Бьерквике на борт был принят 951 советский военнопленный, в Нарвике ещё 349. В Бьерквике с военнопленными были приняты 114 немецких охранников, в Нарвике ещё 149 охранников. Также были приняты 103 немецких заключённых, в основном дезертиры, но среди них 8 норвежцев. Ещё 37 охранников были приняты на борт в неустановленном месте.»)

Наши пленные в Нарвике и немецкая охрана
После этого судно отправилось в Будё, взяв ещё 5 пассажиров до Тронхейма (они все выжили впоследствии), всего же по отчёту капитана Роде, на борту «Ригеля» было 2248 советских военнопленных.
По словам выжившего норвежца Эсбьорна Шульца, среди военнопленных были поляки, возможно это были люди с территорий Польши, которую захватил Сталин, после его соглашения с Гитлером в 1939 году. После войны были большие затруднения с классификацией этих лиц, со спорным гражданством, которые находились на территориях не признанными западными союзниками за СССР . Но Сталину были нужны эти люди.
Немецкий капитан явно не разбираясь в этих тонкостях учитывал всех этих людей как «советских военнопленных» - как их ему и представили при погрузке.
Выход на юг из Будё был отложен 26 ноября, конвой отстаивался в Оресвике, в Сёр-фьорде, коммунны Рёдё. Остановка была недолгой. Уже около полуночи 27 ноября конвой поднял якоря взял курс на Тронхейм. Утром они миновали Сэнднессён, и подошли к Рёдё.
В море в это время находилась эскадра британских кораблей. Она покинула Скапа-Флоу 22 ноября во главе с флагманом авианосцем «Имплекейбл». Британцы регулярно патрулировали у нашего побережья и считали своей важнейшей задачей не дать немцам собрать и перебросить 400 тысяч солдат из Норвегии, на континент, где продолжались жестокие бои. Война уже шла к концу, но немцы ещё не были побеждены и отчаянно сопротивлялись. Стратегия союзников заключалась в том, чтобы разгромить немцев в первую очередь на континенте... (Здесь я выкинул кусок, где автор, самыми общими выражениями рассказывает, какая мощная, оснащённая и опасная группировка немцев была в Норвегии и как 13 января 1945 года была произведена «самая важная диверсия во время войны{в Норвегии}» по подрыву моста в Йорстаде, чтобы затруднить всё ту же переброску войск на юг- М.Д.)
Именно эти обстоятельства были доведены до пилотов английских «барракуд» во время рейда, планируемыми целями которого были аэродром в Бардуфоссе, база подводных лодок в Харстаде и железнодорожный узел в Мушёэне - особенно важным для переброски войск на юг.
Английскую эскадру сопровождал сильный шторм. Этим утром погода улучшилась, англичане смогли произвести разведку, обнаружив конвой и «барракуды» отправились к цели. Когда бомбардировщики оказались над «Ригелем», он обстрелял их, после чего самолёты набрали высоту, развернулись и атаковали транспорт. Две бомбы попали прямо в трюмы №2 и №3. Окутанный дымом и пламенем «Ригель» выбросился на скалы Росё, при этом большая часть корпуса ушла под воду, а над водой остался только задранный нос судна.
Самолёты совершили несколько заходов и причинили ужасные потери, количество погибших на 1000 превысило, количество погибших на «Титанике».

Агония "Ригеля"
По отчёту капитана Генриха Роде, из 2721 человека, находившихся на борту 2476 погибло, спаслось всего 268 человек. ( Математика снова не бьёт и автор снова выносит это в огромное и крышесносное примечание в конце книги: « За прошедшие годы было несколько попыток установить точное число. В 1975 году автор Тригве Нордангер выпустил книгу Lang Kyst (Большое побережье). Он собрал воедино данные о погрузке в Нарвике, Бьерквике, Томмернесете и Будё и у него получилось 2838 человек. Если спаслись 268, значит число погибших составило 2570 человек. Компания, занимающаяся утилизацией судов «Хёвдинг» в переписке с Министерством церкви и захоронений от 5 ноября 1968 года упоминает, что 4079 человек погибли — из них 1800 русских, 2200 сербов, 700 немцев и 9 норвежцев. Эти цифры не заслуживают доверия. В Норвегии действительно погибло около 2200 югославов, в основном сербов, но они погибли в лагерях северных графств.
За год до письма «Хёвдинг», был составлен отчёт руководителем Службы военных захоронений Эйгеном Сивертсеном, который назывался «Погибшие и казнённые в Норвегии в годы войны». Его копия была отправлена в Музей внутреннего фронта (журнал JNR 18\68 NHM \022). В нём число погибших указывается 2300. В документальном фильме NRK 1994 года говорится о 1800 погибших. В 2004 году вышел ещё один фильм, продюсер которого на сайте NRK высказал мнение, что атака «Ригеля» была сознательной атакой союзников — такие конспирологические версии действительно постоянно появляются. Также весьма часто появляются утверждения, что Норвегия выдала пленных Сталину. Это неправда, репатриация была согласована СССР и Союзниками в Ялте.
)

После войны «Ригель» пролежал на месте гибели почти 30 лет, прежде чем был поднят и утилизирован. После гибели корабля и его подъёма были обнаружены останки в общей сложности 1011 человек. Они были похоронены на острове Тьётта в Хельгеланде. Много тел сразу после гибели корабля было вынесено морем на побережье, в том числе и довольно далеко от места гибели судна. (Дальше я опустил целую страницу риторических вопросов — знали ли англичане о грузе «Ригеля» и и вообще что знала разведка. Здесь кстати были бы интересны перехваты «Ультра» - М.Д.)
Это было тщательно рассмотрено Трондом Карлсеном в его книге о катастрофе «Ригеля».(Тронд Карлсен "Ригель", 2003 год - М.Д.) Его вывод однозначен: англичане не знали, что на борту были русские пленные. Они твёрдо считали, что это было судно с немецкими войсками и техникой. Возможности разведки в Северной Норвегии были весьма ограничены, главным источником была резидентура Крукса , связанная с британской SIS. 26 ноября станция Крукса в Ренге сообщила о конвое «Ригеля» англичанам, но никаких сведений о грузе не передавала.
Пленные в ходе стоянки в портах, на палубу не выходили. Англичане считали, что «это судно могло перевозить от 1000 до 2000 солдат отступающих из Финляндии. Очень приятно осознавать, что очень немногие из них достигнут Западного фронта». Это было записано в дневнике 1771 эскадрильи , 27 ноября и позднее встречается в других источниках.
Они реально думали, что разгромили подкрепление для Западного фронта и были очень довольны этим.
«Ригель» не имеет себе равных по количеству жертв во время войны на нашей территории. Число погибших составляет примерно 25% от потерь норвежцев на всех фронтах.

Мой P.S. В примечаниях автор пишет, что по поводу мемориала на Тьётте возникли такие же проблемы, как и с памятником погибшим на "Палатии". Дело сдвинулось только при участии телеканала NRK, который раскрутил эту историю и осенью 2007 добился "рассмотрения вопроса". Так как на Тьотте расположено огромное захоронение и памятник всем военнослужащим СССР погибшим в Северной Норвегии http://www.sgvavia.ru/forum/445-2889-1, как я понял, настаивали на отдельном памятнике погибшим на "Ригеле". К сожалению не могу сказать, был ли он установлен.
По ссылке тот самый фильм 2004 года с участием Эсбьорна Шульца ( он умер спустя три недели, после его выхода), есть много интересных кадров https://www.nrk.no/nordland/2500-dode-da-rigel-gikk-ned-1.8073179
С удивлением узнал, что американская группа Pearls Before Swine в 1970 году написала песню "Ригель" посвящённую этому событию, вот кавер https://www.youtube.com/watch?v=21qh8sK8ELA
Вечная память.
Tags: raf, wreck, ВМВ, ВОВ, литература, современные историки, торговый флот
Subscribe

  • Дополнения по британской военно-морской миссии в ВОВ

    По итогам обсуждений на форуме, выкладываю поступившие дополнения. Георгий Гудим-Левкович, считает,что "последней каплей" для советского руководства…

  • Торпедная статистика рейха

    Цифры это хорошо. Немного цифр по немецким торпедам ВМВ, особенно для любителей конвертации "Бисмарка" в танковые дивизии и обратно ( есть у нас…

  • Робинзон ждёт

    И снова об Иване Пашкурове. На этом снимке (с телефона, ещё не отсканировал) лодка U 668 приближается к берегу бухты Моржовой на острове Медвежий,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Дополнения по британской военно-морской миссии в ВОВ

    По итогам обсуждений на форуме, выкладываю поступившие дополнения. Георгий Гудим-Левкович, считает,что "последней каплей" для советского руководства…

  • Торпедная статистика рейха

    Цифры это хорошо. Немного цифр по немецким торпедам ВМВ, особенно для любителей конвертации "Бисмарка" в танковые дивизии и обратно ( есть у нас…

  • Робинзон ждёт

    И снова об Иване Пашкурове. На этом снимке (с телефона, ещё не отсканировал) лодка U 668 приближается к берегу бухты Моржовой на острове Медвежий,…