Когда я закончил цикл "Я спросил его что больше -21 или 44?" http://maxdianov.livejournal.com/4522.html о пребывании и отношениях гросс-адмиралов Редера и Деница на Нюрнбергском процессе, я остро чувствовал, что на этот торт очень не хватает "вишенок" от Альберта Шпеера, министра вооружения рейха. Но его записи и протоколы я изучал очень давно, к тому же это все равно вылилось бы в другой крупный и последний период взаимоотношений адмиралов и главкомов - пребывание в тюрьме Шпандау. Но началось все с того, что как я и писал, дороги Шпеера и Деница в Нюрнберге резко разошлись из-за того,что Шпеер полностью принял вину за исполнение приказов Гитлера, а Дениц был категорически против этого. У меня сложилось впечатление,что отношения Деница и Шпеера несколько глубже, чем это было видно из заявлений и воспоминаний первого. Действительно судя по воспоминаниям Деница, он сошелся со Шпеером только после назначения и начала крупного строительства у-ботов. Выкроив время я решил детально проверить это. И воспоминания Шпеера подтвердили, что с будущим гросс-адмиралом он познакомился задолго до назначения Деница главкомом.С Деницем я познакомился сразу же по заступлении в должность, когда он был командующим подводным флотом. Он принял меня в Париже в простом, но по тогдашним понятиям ультрамодерновом жилом доме. Простота обстановки показалась мне тем более симпатичной, когда мы вернулись с обильного, из многих блюд и редких вин, обеда, которым нас потчевал командующий ВВС, дислоцированных во Франции, фельдмаршал Шперле. Обратите внимание на эту фразу. Из нее можно понять,что Шпеер и Дениц познакомились после февраля 1942 года, когда Шпеера назначили рейхсминистром вооружения. В сомнения меня повергла следующая замечательная фраза - Общие заботы при строительстве крупной базы подводных лодок на Атлантическом побережье сблизили Деница и меня в последующие месяцы. Главнокомандующий ВМФ Редер, казалось, без удовольствия наблюдал за этим. Без лишних слов он запретил Деницу обсуждать напрямик со мной технические вопросы. Насколько я изучил записки Шпеера после назначения преемником доктора Тодта у него была огромная масса работы в Берлине никак не связанная с флотом - он пробивал Геринга и промышленников забирая себе власть над экономикой Германии.Совещания и планирования день за днем, заседания и инспекции, постоянные вызовы к Гитлеру, изучение множества проблем, прямой приказ о приоритете танковой программы. Какие могут быть "общие сближающие заботы" с командующим рода войск, о строительстве хоть и важного, но одного объекта, у черта на куличках во Франции? Но, а если Шпеер немного путает и заступлением в должность считает в этом случае свое назначение главой строительного штаба в Организации Тодта? Я искал ответ на этот вопрос и нашел его. В "Дневниках Шпандау" после очередного скандала с Деницем Шпеер вспоминал : Под влиянием вчерашнего спора пытаюсь вспомнить другого Дёница...Незадолго до нашей встречи с Дёницем захватили британскую подводную лодку. К всеобщему удивлению, она была оснащена стальным торпедным аппаратом. На немецких субмаринах стояли бронзовые аппараты, и считалось, что никакой другой металл для них не подходит. Исследовав захваченное судно, немецкие инженеры объявили, что в будущем мы тоже сможем использовать стальные аппараты. Это имело огромное значение, потому что бронза представляла собой серьезную проблему. В конце концов нам с Дёницем удалось убедить Гитлера, и он разрешил нам действовать. Редер, в то время главнокомандующий ВМС, почувствовал себя обойденным и запретил Дёницу впредь иметь дело со мной. Он также направил мне выговор по официальным каналам через верховное командование ВМС.
Итак все встает на свои места. Британский минзаг "Seal" был захвачен 5 мая 1940 года. Таким образом близкие отношения Деница и Шпеера начали складываться весной-летом 1940 года. Шпеер судя по всему контролировал возведение бункера в Бресте. Мало того изучив отчет о ТА британцев, они через голову Редера и управления вооружения кригсмарине предложили новое техническое решение. Резкую реакцию Редера Шпеер описал. И не забыл ее. Контакты Шпеера и Деница продолжались в том числе и через подчиненных командующего подводными лодками - В конце 1942 г. очень удачливый капитан подводной лодки Шютце рассказал мне о серьезных раздорах между морским командованием в Берлине и Деницем: среди подводников поговаривают о том, что вскоре их командующий будет смещен. Еще через несколько дней я узнал от статс-секретаря Наумана, что цензор, отвечающий за флот в министерстве пропаганды, вымарал имя Деница на всех фотографиях для прессы, запечатлевших совместную инспекционную поездку Редера и Деница. Следует заметить,что Шютце в это время был не командир лодки, а командир 2-й флотилии, которая базировалась в Бресте и явно он также знал Шпеера еще со Франции. После назначения Шпеер провел несколько крупных "сражений" с вооруженцами видов ВС. Практически все поддержали его модель "столбов и колец", когда на него замыкалось все производство важнейших видов всех вооружений армии, флота и ВВС. Угадайте, кто на совещании 18 февраля 1942 года оказался единственным противником Шпеера - адмирал Карл-Эрнст Витцель, начальник управления вооружения кригсмарине. Мартин Борман скоро научит молодого рейхсминистра всем тонкостям интриг и умению обращения с Гитлером. Скоро все это ляжет в основу тщательно подготовленного разговора с Гитлером и разговор этот будет на фоне Новогоднего боя. Эра Редера подходила к концу... Продолжение следует.