maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Проблема дезертирства моряков торгового флота Британии в годы войны

Нужно отдать должное английским историкам, неоднократно подчёркивая героизм моряков торгового флота, они не обошли стороной и такой печальный факт, как и их массовое бегство со своих судов, особенно в портах США. Проблема была не столько в отсутствии патриотизма, сколько в довольно таки наплевательском отношении воротил судоходного бизнеса и правительства королевства к становому хребту логистики Англии.

Впервые условия труда моряка были регламентированы в 1896 году "Законом о торговом судоходстве" и окончательно были включены с двадцатью изменениями в "Закон о торговом мореплавании" 1906 года. На каждого моряка полагалось 120 кубических футов жилого пространства на судне - чуть менее 6½ фута длиной х 6 футов в высоту × 3 фута шириной ( у нас сейчас на зеков больше -М.Д.), коки должны были сертифицироваться, устанавливалась норма питания. Квалификационный период для получения класса "обученный моряк" "able seamen" устанавливался всего в три года. Ласкары-индийцы и прочие китайцы из этого закона были выкинуты от слова совсем. Но даже против этого закона судовладельцы были категорически против! С началом Первой Мировой войны капитаны судов получили ещё больше власти (теперь неподчинение их приказам каралось не в административном, а в уголовном порядке), цена фрахтов взлетела до небес, прибыль в карманы судовладельцев текла рекой, однако рядовые моряки ничего из этого не увидели. Более того по совершенно скотскому правилу, в случае потопления судна, зарплата выжившему моряку переставала начисляться со дня потопления (память об этой несправедливости до сих пор жива в английском торговом флоте). Адмиралтейство в ходе войны предложило зачислить всех моряков торгового флота в свой резерв - они бы получали фиксированную зарплату, и самое главное подчинялись бы флотским уставам и дисциплине. Предложение было принято на уровне кабинета министров, но лобби судовладельцев его успешно торпедировало.Всё это кончилось, когда 6 апреля 1917 года США вступили в войну и сразу установили заработную плату для моряков торгового флота в 18 фунтов стерлингов ( в британском эквиваленте), что в два раза превышало зарплату британских моряков и в три раза - китайцев и ласкаров. А ещё в 1915 году американцы приняли свой закон о торговом мореплавании, в котором ограничения по найму иностранных моряков в американских портах фактически снимались. Результат не заставил себя ждать - уже к июлю 1917 года, треть экипажей британских судов прибывших в Америку, бросили свои суда и завербовались на американские. Однако от судьбы не уйдёшь - все эти суда комплектовались, чтобы ввозить огромное количество импорта в союзную Великобританию и когда дезертиры первым рейсом прибыли на родину, их всех арестовали, за незаконный разрыв их британских контрактов. Кто-то получил штраф, кого-то отправили на каторжные работы, а некоторые получили путёвку в Королевский флот. ( Англичане мудро замечают по этому поводу, что неизвестно кого наказали серьёзней - М.Д.).
После победоносного завершения войны ситуация стремительно ухудшилась - стремясь снизить издержки, судовладельцы решили выкинуть на мороз отечественных героев и принялись активно замещать их "гастарбайтерами". К 1931 году количество натуральных британских моряков в торговом флоте упало с 133600 человек до 109000. 57% процентов кочегаров стали арабы и прочие цветные.Ставки фрахта к 1935 году упали на 28% и судовладельцы, что? - правильно, урезали зарплаты морякам.
С началом Второй мировой войны история полностью повторилась и напомнила британским деятелям, что тот кто её не учит, будет и дальше скакать на граблях. Статистика свидетельствовала, что в первые годы ВМВ при потоплении торгового судна погибало в среднем 60% его экипажа. Выжившие получили изящную классификацию DBS Distressed British Seamen и бомжевали в припортовых кабаках без денег и в чём спаслись, в результате чего их часто загребали специальные патрули, которые искали уклонившихся от призыва - и с удивлением узнавали, что эти люди гораздо больше знают о войне, чем кажется.

DBS
Американские порты, в которых продолжала действовать "программа лояльности" стали как и в прошлую войну клапаном, куда стала утекать британская морская рабсила. (Англичане не удержались и 50% вины возложили на немецкую агентуру, которая "как все знают" (тм) плотно оккупировала портовые кабаки и бордели и разлагала сименов как могла - М.Д.). Осенью 1940 года общенациональную забастовку объявил греческий профсоюз моряков и проблема была настолько острой, что Канада была вынуждена создать специальную службу "посадки на суда" и разрешить иммиграционным властям паковать в тюрьму всех иностранцев решивших побастовать на канадчине ( чему те были даже рады).
В британском меморандуме от 30 сентября 1941 года говорится, что 3,402 союзных моряка (в том числе 664 из Великобритании и 847 из Норвегии) ​​покинули свои суда в американских портах с начала войны. При этом не учитывались выжившие с потопленных судов, которые очутившись в Америке, исчезли от родных "щедрых" судовладельцев навсегда. Из расчёта 40 человек на судно, Британия лишилась экипажей для комплектования 85 торговых судов. Но это были цветочки, ягодки, как обычно наступили с вступлением в войну США и когда с американских верфей хлынул поток новых судов типа "Либерти"...
Tags: ВМВ, ПМВ, торговый флот
Subscribe

  • Любитель войны, женщин и тральщиков

    Вышедший из самых низов, Джон "Джеки" Фишер, создатель "дредноута", терпеть не мог этого аристократа, который не уступал ему ни в храбрости, ни…

  • Японский гешефт

    Коллега Виталий Торопцев, обнаружил вот такую оккупационную газетку, от июля 1942 года, где помимо прочего заявляется, что "японцы за последние 6…

  • С -союзники

    Инглиш в войне на море конечно универсален и незаменим, но иногда может приводить к казусам. Так 29 июня 1941 года Виктор Шютце на U-103, потопил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Любитель войны, женщин и тральщиков

    Вышедший из самых низов, Джон "Джеки" Фишер, создатель "дредноута", терпеть не мог этого аристократа, который не уступал ему ни в храбрости, ни…

  • Японский гешефт

    Коллега Виталий Торопцев, обнаружил вот такую оккупационную газетку, от июля 1942 года, где помимо прочего заявляется, что "японцы за последние 6…

  • С -союзники

    Инглиш в войне на море конечно универсален и незаменим, но иногда может приводить к казусам. Так 29 июня 1941 года Виктор Шютце на U-103, потопил…