maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Моя последняя мина

"Сапёр ошибается два раза в жизни - первый, когда выбирает профессию". Эта грустная поговорка советских и российских сапёров, как нельзя лучше служит эпиграфом этого рассказа. Мне было суждено видеть лучших сапёров РФ, во время так называемой КТО в Чеченской Республике. Героя РФ они получали (некоторые к сожалению посмертно),как раз в нижеописанных случаях - разминирование в плотной городской застройке. Всеми наставлениями регламентировано, в условиях обычной полевой войны или разминирования, все взрывоопасные предметы уничтожаются на месте - натяжные срабатывают забрасываемыми "кошками", "неизвлекаемые" с сюрпризом или неразорвавшиеся - накладным зарядом. В городе приходится иногда рисковать по крупному, особенно если это "свежее". Но я не слышал о людях выживших при взрыве 680 кг тротила в паре десятков метрах.Ниже приводится переведённый мною рассказ "My last mine" лейтенанта Королевского военно-морского резерва Джека Истона (Lieutenant JACK M. C. EASTON GC RNVR) из сборника воспоминаний и поэзии под редакцией Джона Уинтона "Freedom Battle. The War at Sea 1939-1945 An Antology of Personal Experience" о его поединке с авиационной миной люфтваффе ВМ 1000.
Мина типа «С» свешивалась из пробитой ею дыры в потолке, её нос остановился примерно в шести дюймах от пола. Я посмотрел вверх и увидел, что парашют зацепился за дымовую трубу, потом стропы встретили на своём пути древнюю железную кровать, стоявшую в спальне на втором этаже, а сама мина выбила доски пола спальни, которые сложившись вниз, образовали некую корону, в которой повисла мина. По идее, я должен был, убедившись в устойчивости мины, подготовить себе путь быстрого отступления, но в этом случае перевести мину в устойчивое положение можно было только нарушив эту своеобразную «опору». Этого мне делать совсем не хотелось, и я решил попытаться обезвредить её как есть – в подвешенном состоянии. Я вызвал своего матроса-помощника в коридор и объяснил ему, что буду делать – его задача была находиться в коридоре и передавать мне необходимые инструменты через полуоткрытую дверь. В первую очередь я попытался снять защитный колпак взрывателя. Но болты его крепления видимо деформировались при ударе и у меня ничего не вышло. Отдав бесполезные ключи матросу, я решил попытаться снять уплотнительное кольцо крышки. Оно тоже было повреждено, и я напрягал все свои силы. Через минуту моих усилий, я услышал, как не выдержала кирпичная кладка дымохода, и со скрежетом мина скользнула прямо на меня и ударилась об пол, заблокировав дверь коридора досками своей «короны». Сразу же, как в абсолютной тишине я услышал жужжащий звук взрывного механизма мины. Я знал, что у меня есть только 12 секунд, чтобы выжить и так как при такой работе всё планируешь заранее начал действовать по заранее продуманному плану: я крикнул матросу, чтобы он бежал, а сам выломал доску, поддерживающую мину – теперь это не имело никакого значения. Когда в два прыжка я преодолел зал дома и выскочил на улицу, то увидел своего матроса, который сломя голову мчался по улице, бедняга он думал, что это его спасёт. Я знал, что расстояние абсолютно недостаточно и убежать я не смогу. Я бросился на противоположную сторону улицы, где был вход в подвал, служивший бомбоубежищем. Вход был кирпичный, бетонный козырёк и я со всего разбега бросился под кирпичную стенку лицом на землю. Я увидел вспышку – и это было последнее. Никакого взрыва я не слышал. Потом мне объяснили, что при взрыве такой силы, если вы рядом, то сознание отключается, что довольно милосердно. Не знаю, сколько я провалялся без сознания, заваленный обломками кирпича и раствора. Когда я очнулся, моя голова была между ног, я ничего не чувствовал и понял, что у меня наверно сломан позвоночник. В конце концов, меня откопали. Не знаю, сколько я был в этой могиле, большую часть я был без сознания, а когда приходил в себя, чувствовал себя заживо похороненным. Это был ад наяву, и теперь я знаю, что пережили многие мужчины, женщины и дети Англии 1940 года, попавшие как и я в смертельный капкан. Я молился за них каждый день. Мой матрос погиб – ему просто оторвало голову взрывом. Мина уничтожила шесть улиц этого рабочего предместья, и только через шесть недель его тело было найдено. Он был храбрым мужчиной, и его вдова в моём присутствии получила его награду от Короля.
Если честно, я не знаю, что англичане конкретно имели в виду под миной тип «С», то на 100% это была авиационная мина ВМ 1000, в различных вариациях, скорее всего вот эта
Весо-габаритные характеристики всех мин серии BM 1000:
-длина (по корпусу) - 162.6 см.,
-диаметр - 66.1 см.,
-общий вес -870.9 кг.,
-вес заряда - 680.4 кг.,
-тип ВВ - смесь гекосгена с тротилом 50/50.
Корпус всех мин BM 1000 состоит из трех отдельных частей, сваренных вместе: носовой части оживальной формы, цилиндрической части, и хвостовой части.
Носовая часть сделана из штампованной стали, а остальные три части сделаны из антимагнитной 18% марганцевой стали.
Это сама мина со взрывным устройством, закрытым защитным колпаком марок SH 7, SH 8 или SH 9. Эти защитные колпаки отличаются от колпаков других марок тем, что снабжены десятью кронштейнами с проушинами и шпильками. На верхушку защитного колпака уложен мягкий тканевый контейнер стабилизирующего парашюта LS 3.
К четырем кронштейнам прикреплены четыре ленты, удерживающие парашютный контейнер в закрытом состоянии. В центре они связаны между собой с помощью 6-метрового фала. Второй конец фала закрепляется на самолете. К шести остальным кронштейнам прикреплены лямки самого парашюта.
На корпусе мины размещаются:
2. Бугель Т-образного профиля предназначенный для подвешивания мины к самолету.
3. Бомбовый взрыватель Rheinmetall Zuender 157/3 (RZ 157/3).
4. Защитный колпак взрывного устройства. Само взрывное устройство помещается под этим колпаком.
http://army.armor.kiev.ua/engenear/mormine-BM.php
Tags: royal navy, ВМВ
Subscribe

  • Норвежский Хитмен и результаты его работы

    Ещё интересных фото норвежских рэков. Макс Манус наверно единственный диверсант, которому довелось постоять на палубе потопленного им корабля. 16…

  • Нацистская "Коста Конкордиа" 1934 года

    Очень хорошие снимки лайнера "Дрезден", лежащего в фиорде Кармё, после того как 20 июня 1934 года, напоролся на скалу около норвежского острова Бокн.…

  • Когда причал уже был виден...

    О масштабных погромах английского судоходства в годы войны сложилось довольно стереотипное мнение, что всё делали парни Дёница - асы, "волчьи стаи",…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments