maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Category:

Ах эти мсье - сага о рулях

Вот любят у нас постенать - "ружья в заграницах кирпичом не чистют", "люки на танках тонкие"(с), закоснела военная мысль, что у царских, что у советских... Да ладно Вам!!!
Расскажу Вам анекдот про такую вещь как французские носовые горизонтальные рули на подводных лодках. Для чего они думаю понятно, как выглядят -тоже. Дело в том, что все народы мира как-то исподволь сразу придумали ( или подсмотрели) складывающиеся боковые зеркала, но галлы класть на всех хотели. Предисловием хотел бы сделать замечательный документ, который можно назвать: "Как потерять руль и ни хрена не понять".
Адмирал, докладываю Вам об исчезновении ( потере) НГР правого борта ПЛ Giffard, установленном сегодня, 10 апреля, к 8.00 утра, господином лейтенантом Guillerm, помощником командира ПЛ Watt офицером.
Я считаю, что исчезновение руля глубины должно относиться к 18 марта, во время упражнения атаки 3-й эскадры, от которой ПЛ Giffard должна была отказаться вследствие состояния моря. Никакой удар, особенно сильный, не смог бы заставить предположить аварию подобного рода. С тех пор специальные упражнения, исполненный на рейде не выявляли ничего подобного анормального с этой стороны. Тем не менее утяжеление кормовой части на 400 кг и внутренние просачивания, приписанные после поисков недостатку непроницаемости многих клапанов осушения, кажется имеющим истинной причиной облегчение носовой оконечности, происходящее от потери этого аппендикса. Командир ПЛ Giffard, озабоченный этими изменениями в общем равновесии корабля уже начал переделывать уплотнения клапанов осушения. Нужны были исключительно превосходные погодные условия ( абсолютный штиль на море и освещение), чтобы исчезновение руля ПЛ Watt было установлено помощником и чтобы истинная причина утяжеления корабля была найдена.
Флотилия не имеет запасного руля глубины. ПЛ Giffard, следовательно не имеет возможности участвовать в некоторых упражнениях в море; в этих условиях было бы выгодно/полезно либо разыскать в других портах свободный руль, либо заказать один руль срочно в Guerigny.
Этот корабль, который изрядно «устал» со времени выхода из дока в декабре, требует осмотра многих клапанов, с другой стороны он должен испытать все свои воздушные баллоны и получить балки Lemoigne.
Её ближайшее нахождение не в строю должно было иметь место позже – 1 июля.
Я считаю, что учитывая её настоящее состояние, имеется наибольший интерес продвинуть вперёд эту дату и ввести её в док для всех этих осмотров и работ как только это станет возможным.
Подписано: Prere, командир подводных лодок в Бресте,
10 апреля 1912 года, Брест.

Прелестно - три недели корабль без одного из рулей, командир ( я представляю) с ума сошел не понимая, что творится с его кораблём, но раз - прекрасный день, прозрачная вода, абсолютный штиль и вот зоркий француз замечает, что чего-то не хватает.
Думаете французские командиры не осознавали проблемы? Прекрасно осознавали и даже знали и видели решение. При чём видели глазами, а не в воспаленном мозгу. Видели воплощенным на иностранных лодках. Но на их пути стояла такая милая русскому понятию штука как КОМИССИЯ. Комиссия по опытам с подводными лодками французского флота. Она то знала, что ребята просто придуриваются.
В протоколе Комиссии опытов с ПЛ, заседание от 20 января 1911г. отзываясь ( откликаясь) на смету кампании ПЛ Monge, составленной в Тулоне 20 декабря 1910 года капитан-лейтенантом Фурнье, командиром покидающим корабль, интересно заметить несколько просьб , требований командира и мнение комиссии:
Носовые горизонтальные рули являются большой помехой для плавания и вынуждают уменьшать скорость, как только поднимается волнение, чтобы избежать износа баллеров рулей во время килевой качки. Иметь на строящихся ПЛ НГР, могущие убираться вовнутрь БЦ или откидываться вертикально вдоль корпуса, как это делается на некоторых иностранных ПЛ.

Мнение комиссии
Вопрос в принципе интересный для изучения.

капитан-лейтенант Masse , командир ПЛ Monge затрагивает снова тему НГР: НГР вынуждают уменьшать скорость на поверхности с давних пор. Я увидел в 1909 на ПЛ Hvalen построенной у Фиат, откинутые перья НГР , следовательно вопрос разрешим.
На этот раз мнение комиссии не имеет обжалования. Ответ: Мнение противоположное.
Что-же увидел Массе? Да вот это:

Здесь правда кормовые рули, но суть идеи прекрасно понятна.
На рисунке видно, что также реализовано и с носовыми:


К сожалению фото или схем, где также видно расположение НГР французских лодок описываемых выше нет ( попробуй сфотографировать то, пропажу чего сами подводники обнаружили спустя месяц), но вот эта схема прекрасно иллюстрирует:


Так было и на этих лодочках.

В заключение. Думаете две войны повлияли? Ага.
Нужно будет ждать 1950-х годов, с ПЛ типа Narval и Aretuze, чтобы увидеть реализованным первое решение, расхваливаемое командиром ПЛ Monge ( убираемые в балластные цистерны).
Вообще комиссия была жесткой - на просьбу Фурнье иметь пост в носовой оконечности для надводного гальюна. Надводный гальюн имеет только пост в корме и им невозможно пользоваться, когда корабль ошвартован в порту кормой к стенке. Тем не менее невозможно постоянно пользоваться подводным гальюном, который требует сложной манипуляции и вмешательства специально обученных людей для этого маневра. Ответ комиссии - МНЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ.
Вот так вот. Нехрен в гальюн ходить, если он не в той стороне.
Tags: французы
Subscribe

  • Рыбацкая доля

    Сэр Джулиан Корбетт по поводу обстоятельств начала Первой мировой мрачно заметил: "Традиционно наш линейный флот должен был защищать рыболовство, в…

  • Любитель войны, женщин и тральщиков

    Вышедший из самых низов, Джон "Джеки" Фишер, создатель "дредноута", терпеть не мог этого аристократа, который не уступал ему ни в храбрости, ни…

  • Дополнения по британской военно-морской миссии в ВОВ

    По итогам обсуждений на форуме, выкладываю поступившие дополнения. Георгий Гудим-Левкович, считает,что "последней каплей" для советского руководства…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments