maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Англия 1939 год - начало конвойной саги.

Как и обещал в предыдущем посте, начинаю потихоньку выкладывать.
"Если враг захочет завоевать нас, то ему не надо высаживаться или бомбить наши города. Перерезать наши морские коммуникации и у нас останется два выбора - умереть голодной смертью или сдаться."
Из речи вице-адмирала сэра Гилберта Стивенсона на открытии центра военно-морского резерва "Eaglet" в Ливерпуле, 1971 год.



"Орлёнок" в 2010 году.

Когда в августе 1939 года в воздухе отчётливо запахло неминуемой войной англичане прекрасно знали, что нужно делать, но им пришлось вспоминать как это делать, к тому же реалии и обстоятельства значительно изменились. Первая Мировая оставила им незыблемый постулат логистики: "Проблема распределения начинается в порту погрузки товара и не заканчивается пока товар не достигнет конкретного получателя". Если в годы Великой Войны лорду Милнеру понадобилось три года с 1914 года до 1917, чтобы сломить сопротивление частных судовладельцев и заставить их подчиняться Адмиралтейству, то в 1939 году Адмиралтейство уже 26 августа ( почти за 10 дней до объявления войны) взяло под контроль торговые суда. Первое, что сделал Черчилль 3 сентября со своим приходом в Адмиралтейство - жёстко прессанул нейтралов - отныне ни одно нейтральное судно в английском порту не могло получить топливо и другое снабжение без ордера министерства перевозок, при этом должно было быть подписано обязательство встать под контроль этого министерства и не торговать с Германией. Отдел торгового судоходства ( Trade division) Адмиралтейства еще до войны работал как проклятый и создал систему контроля торговых судов по всему миру. Но теория это одно, а Министерство перевозок ранее было ликвидировано в апреле 1921 года и воссозданному органу пришлось тяжело. Более того - десятилетия урезания бюджетных расходов на флот привели к тому, что за межвоенные годы не было проведено ни одного учения или тренировки по формированию и эскортированию конвоя. Предстояло увязать в единую систему морской, железнодорожный, автомобильный транспорт и учесть множество сопутствующих факторов. Сразу встала проблема обеспечения южного и восточного побережья Англии - порты этих областей решено было не предназначать для приёма крупных океанских конвоев. Перевалка грузов в эти области автомобильным и железнодорожным транспортом была невозможна - они и так работали на пределе возможностей в условиях военного времени. Поэтому пришлось в западных портах перегружать грузы в прибрежные конвои, которые огибая Шотландию с севера затем спускались вдоль восточного побережья. Планировщиками было подсчитано, что в случае невозможности использовать порты между Тайном и Саутгемптоном, потребуется увеличить на 1/6 пропускную способность железных дорог, что было эквивалентно 1 миллиону тонно-миль в год. При этом только поездов с продовольствием для Лондона требовалось 375 в неделю!
Из-за нехватки ж/д транспорта уже в октябре 1939 года 25% товарооборота южного и восточного побережья пришлось осуществлять в прибрежных конвоях. Первый регулярный прибрежный конвой вышел из эстуария Темзы в Фёрт-оф-Форт 6 сентября 1939 года. На следующий день стартовали океанские из Ливерпуля и Лондона - в их числе был и первый Гибралтарский конвой. Введение конвоирования означало падение импорта до 50% довоенного уровня, но выхода не было, тем более, что нейтралы очень неохотно пошли в английский военный фрахт. Если специфика прибрежных требовала назначать их руководителями прежде всего людей отлично знающих побережье, так сказать асов каботажа, то для океанских конвоев требовались совсем другие кадры. Поэтому на отдел торгового судоходства помимо организации проводок конвоев, составление их маршрута, организацию эскорта, возложили и задачу по подготовке коммодоров океанских конвоев. Первые отобранные тридцать человек посетили ряд лекций по конвойной службе в военно-морском училище Гринвича, затем их подготовку перенесли в Ливерпуль. Выбор был неслучайным - этот порт стал важнейшим в системе импорта Великобритании. Цифры говорят сами за себя - в годы войны Ливерпуль обрабатывал 13000 судов океанских конвоев в год, тоннажем 120 миллионов тонн плюс 23 млн. тонн прибрежной торговли и распределял 57 млн. тонн импорта.
Продолжение последует...
Tags: ВМВ, британские коммодоры
Subscribe

  • Голливуд сближает

    Когда в 2000 году Голливуд выпустил, скандальный и весьма успешный фильм "U 571" Джонатана Мостоу, у многих бомбануло. У любителей истории понятно, а…

  • Куда подался "итальянский Тирпиц"?

    Решил поинтересоваться, чем сейчас занимается отставной итальянский адмирал Джузеппе ди Джорджи, которого я называю "итальянским Тирпицем", писал уже…

  • Хлебнули романтики

    Не только нашей Щ-421 "посчастливилось" ходить под парусом. Канадский тральщик "Локпорт" в январе 1944, после аварии двигателя, отхреначил под…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments