maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Юзеф Унруг -немецкий подводник,польский адмирал и человек,потерявший две родины.

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!!! Среди круглосуточной борьбы с преступностью:)) и благодаря Вашей помощи, наконец-то выбрал время поговорить об этом крайне интересном человеке.  Итак, Юзеф Унруг или в немецкой "модификации" :) - Йозеф фон Унру. Несколько месяцев назад я увидел фото Юзефа Унруга с интересной атрибутацией - польский главком ВМС Ю.Унруг принимает перед строем визит "красного командира Балтфлота" Л.М. Галлера и комментарий - был командиром немецкой подводной лодки во время первой мировой войны.После этого я очень заинтересовался судьбой Юзефа Унруга. Действительно - в истории западной Европы полно случаев, когда военачальник является соплеменником противной стороны, самый анекдотичный случай, битва при Альмансе в 1707 году - французской армией командовал англичанин по происхождению маршал Бервик, а англичанами и их союзниками француз, маркиз де Рувиньи граф Голуэй.

Но представить немца,ставшего поляком или наоборот и воюющего против бывшей родины, это согласитесь, круто!!!
250px-Jozef_Unrug
фото из http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D1%80%D1%83%D0%B3,_%D0%AE%D0%B7%D0%B5%D1%84
Итак Юзеф Михал Хуберт Унруг ( польск. Józef Michał Hubert Unrug;)родился 7 октября 1884 года в городе Бранденбург-на-Хафеле - самом древнем городе земли Бранденбург, в семье генерал-майора прусской гвардии Тадеуша Густава Унруга.

Немецкие бароны Унруги поселились в Польше еще в конце XVI века. Однако в течение времени они смешались с местным дворянством и ополячились; принимали активное участие во всех бунтах-революциях польской шляхты. Два старших брата отца Юзефа Унруга – Людвик и Казимир погибли на стороне восставших поляков соответственно в 1848 и в 1863 годах. Но их младший брат Тадеуш Унруг (1804-1907) законопослушно и успешно служил Пруссии, а затем – Германской империи, достигнув звания генерал-майора прусской гвардии. В 1903 году он приобрел имение Селец (Sielec) Жнинского повята, что в Западной Польше, где прожил до своей кончины и был там же погребен.

Его женой была немка, саксонская графиня  Изидора фон Бунау, родившая двух сыновей: Юзефа (1884-1973) и Михала (1896-1974).(инф. Л.Кирилаш). Закончил среднее образование (гимназию) Йозеф - до 1919 года я буду называть его так, хотя в семье наверняка его называли и Юзефом, в Дрездене, Решение стать военным моряком он принял еще во время учебы и в 1904 году молодой Йозеф,поступил в Кайзермарине, а 28 сентября 1907 уже стал полноправным немецким военным моряком, получив звание лейтенанта цур зе.До 1913 года Унру ( или Унруг) служил на различных кораблях в качестве вахтенного офицера - легком крейсере "Ниобе", канонерке "Тигр" (на которой побывал в Восточной Азии) , а также в главном морском штабе.22 марта 1910 года Йозеф получил звание обер-лейтенанта цур зе. В 1912 году Унруг весьма короткое время прослужил вахтенным офицером на броненосце "Верт" ( 46 дней) и адъютантом начальника знаменитого военно-морского училища в Мюрвике. В 1913 году он получил назначение на флагман ФОМ дредноут "Фридрих дер Гроссе".На этом же корабле он и встретил начало войны. В декабре 1914 года Унруг был направлен на плавбазу "Вулкан" под начало знаменитого Бартенбаха - в школу немецкого подплава. После этого,до самого конца войны служба Унруга была связана с подводными лодками. Стоит заметить, что службу в качестве WO на U 30 он начал под командованием капитан-лейтенанта фон Розенберг-Грушински. Эта фамилия известна и в Кригсмарине, но в более печальном контексте - если я не ошибаюсь, лодка Ханса-Иоахима фон Розенберга- Грушински U-384 была единственной потопленной ( со всем экипажем) в крупной конвойной битве против конвоя НХ 229 19 марта 1943 года.Походы в ирландские воды и ливерпульский залив ( они были "первопроходцами") оказались удачными - лодка потопила 2 судна (3449 брт) и 9 марта 1915 года Йозеф фон Унру был награжден ЖК 2 класса. Дальше начиналась новая карьера - "кузнеца кадров" подводного флота второй империи. Сделаю небольшое отступление - любой желающий, набрав в поисковике "Юзеф Унруг" везде найдет одно и то же - с июля 1915 года он был командиром лодок UC 8 / UC 11 / UB 25 / UC 28 - и на польской и на немецкой, английской. русской странице с небольшими вариациями. Но на сайте uboat.net вы не найдете ни одного упоминания о Йозефе фон Унру. Меня это сильно озадачило и я обратился за помощью к коллегам. После пары месяцев (!!!) бесплодных поисков объяснение нашлось - на данном сайте командирами лодок в том числе и учебных, даны только командиры, хоть раз выходившие в боевой поход в качестве именно командира ( пусть даже и другой лодки). Например Ханс Ниланд указан единственным двухнедельным командиром учебной  UB 25 ( за всю ее службу), потому что воевал на  UB 12 и  U 67 ( при чем потопил 26 судов). Таким образом, если лодка вступала в строй и зачислялась сразу в учебную флотилию или переводилась из боевой флотилии на боевую подготовку и тренировки в учебную, то командир этого "учебного" периода выпадал из истории лодки. Печально, но это факт и это показывает, что история немецкого подплава времен ПМВ довольно плохо изучена - как у нас, так и за рубежом.Остается добавить, что карьера Унруга как специалиста по подготовке и вводу в строй новых лодок была связана с тем,что именно начиная с 1915 года, в состав немецкого флота начали входить лодки новых типов - UB I, II, UC и т.д. Разумеется это требовало напряженной работы по обучению личного состава службе на кораблях новых типов, а такой работе у немцев уделяется всегда первостепенное внимание. Не вызывает никаких сомнений, что именно благодаря высокой оценке руководства его труда на этом поприще, капитан-лейтенант фон Унру в сентябре 1918 года был награжден Железным крестом 1 класса. А спустя пару месяцев война была проиграна и началась история Юзефа Унруга. В 1919 году капитан-лейтенант Йозеф фон Унру поступает на польскую службу и становится "капитаном маринарки" ВМС Польши. В том же году он на личные средства покупает первый польский военный корабль -гидрографическое судно "Поморник" - 186 брт экс "Дойчланд" :). После этого карьера Унруга скдадывалась весьма успешно - несмотря на очень плохое владение польским языком (!!!) в 1925 году Юзеф Унруг получает под свое командование все надводные силы флота в Гдыне, а в 1932 году получает звание контр-адмирала. После этого он становится главой береговой обороны Польши, в этом качестве он и встретил начало Второй мировой войны. Про героическую оборону Хелы известно всем - и это его заслуга. Некоторый его офицеры предлагали прорваться на катере в Швецию, но он отказался и как подобает военачальнику разделил судьбу своих войск - отправился вместе с ними в плен. Офицерам и матросам, желающим прорваться, Унруг препятствовать не стал - и они успешно достигли нейтральных берегов. О пребывании в плену адмирала Унруга имеется много различных свидетельств, которые однако сходятся в одном - он не только не изменил своей новой родине, но и твердо отстаивал ее честь и достоинство, не допуская никакого унижения в отношении польских офицеров и Польши,чем заслужил уважение немцев. Польские авторы пишут, что адмирал отказался говорить с немцами на немецком языке, мотивируя это тем, что " 1 сентября 1939 года я забыл этот язык"  и требовал себе переводчика, чем немало позлил немцев. Существуют даже упоминания, что Унругу предлагали немецкую службу. но я думаю, что это выдумки. По крайней мере, комендант офлага Кольдиц гауптман Рейнхольд Эггерс вспоминает, что, польские офицеры имели самый высокий боевой дух, устраивали марионеточные представления под марш Домбровского (!), а после того как одного польского капитана осудили и оправдали(!!!),   "старший польский офицер, адмирал Унруг, в Первую мировую войну командовавший немецкой подводной лодкой в германском военно-морском флоте, выдвинул протест против оскорблений польского народа, произнесенных в суде". В общем сиделось им неплохо, взять хотя бы такой пассаж -   "В марте нам доставили шестьдесят голландских офицеров. Многие из них были полукровками, прибывшими из Ост-Индии. Это были образцовые военнопленные. У них не было своих ординарцев, но они сами убирали свои помещения. Их дисциплина была непогрешима, их поведение на построении примерным, и из него, как мы увидим далее, они сумели извлечь некоторую пользу. Кроме того, они всегда опрятно и элегантно одевались. Поляки вели себя похожим образом, хотя и не могли похвастаться наличием бритвенных туалетных приборов (несессеров) для придания своей внешности должной опрятности и изящества.

Но французы и англичане! На построение они являлись в пижамах, не брились, шлепали в сабо и тапочках, курили, читали книги, одевали то, что первое попадалось им под руку, когда они вставали с постели, — просто напрашивались на то, чтобы их подняли на смех. Они настаивали на разграничении «построений» и обычных перекличек, как, например, на день рождения короля: в этот день они появились неузнаваемо подтянутыми. Очень быстро мы поняли, что их небрежность была напускной, хотя иногда они все вели себя искренне, как мальчишки."  М-да, вот это плен. Но надо отдать должное этим пленным, отсиживаться они не собирались и вся книга Эггерса описывает побеги, которым изумился бы и Александр Дюма-отец.По окончании войны Юзеф Унруг перебрался в Великобританию,где 2 сентября 1946 года получил звание вице-адмирала несуществующего флота и принял участие в расформировании польских ВМС в составе Королевского флота. После признания западными союзниками Польской народной республики, все стало ясно - адмирал потерял вторую родину в своей жизни и возвратиться ему было уже не суждено. В 1955 году он переехал во Францию в Лейи-ан-Валь, где и скончался  28 февраля 1973 года в госпитале для польских ветеранов. 5 марта этого же года он был похоронен в семейной часовне Браницки в Монтрезоре.Через три года, в 1976 году, поляки установили в Гдыне мемориал в его честь и таким образом память о защитнике Хелы вернулась в Польшу - даже коммунистическую. Исследуя эту историю, я с немалым удивлением узнал, что Унруг служил под началом двух бывших офицеров Российского Императорского Флота - Казимежа Порембского ( командир бригады крейсеров ЧФ) и Ежи Свирского ( флагштурмана Колчака,тоже на на ЧФ). Именно с Порембского Пикуль описал историю адмирала Коковцева в "Три возраста Окини-сан", когда к адмиралу пришли чекисты и увидели фото двух сыновей - одного погибшего при Цусиме, другого при торпедировании "Паллады" . Вот так пересекаются судьбы людей и творится история государств.  То,что поляки Российской империи и Австро-Венгрии пришли на службу своей исторической родине меня не удивило. Но зная, как четко умеет онемечивать Германия меня несказанно удивил случай с Унругом. Пойти на службу к полякам, в то время как твои сослуживцы дрались с ними насмерть в Силезии в составе добровольческих корпусов - для меня это было немного странным. Я искал ответ на этот вопрос и удача мне улыбнулась- коллега Леонид Кирилаш, который любезно предоставил мне огромное количество материалов по Унругу, на основе польских исследований высказал свое мнение, дополнять к которому, что-то мне кажется будет просто излишним. Поэтому выкладываю его как есть, с небольшими купюрами.  Итак ответ на загадку почему Унру стал Унругом : Конечно, польские авторы постарались изобразить Унруга врожденным патриотом Польши, но, думаю, что истина где-то посредине.(...)Появился Йозеф на свет в Бранденбурге, прожил до 1919 года в Германии, а в ее польской части  бывал лишь наездами в гости к родителям.

Тем не менее, судя по всему, Унруги поляками себя считали, хотя, вероятно, немецкими поляками (или польскими  немцами ?). Для меня в этом нет ничего удивительного, поскольку сам знаю немало русских, являющихся большими патриотами Украины, чем коренные украинцы. Кроме того, Унруги были католиками, а в преимущественно протестантской Германии это имело значение.

Но служил Йозеф Унруг достойно и, если бы не падение Германской империи (11 ноября 1918), мог вполне повторить жизненный путь своего отца. 

Однако после революции капитан-лейтенант Унруг еще четыре месяца числился в Германских ВМФ и лишь 17 марта 1919 года был уволен в соответствии с его желанием.

К этому времени младший брат Михал Унруг и некоторые другие родственники уже служили в вооруженных силах независимой Польши. Они и дали рекомендации Унругу для принятия его в польские ВМФ (Департамент по морским вопросам). Между прочим, ни флота, ни выхода к морю Польша тогда еще не имела. Была лишь Вислянская флотилия

А куда Унругу было деваться? Германия распадалась на глазах, перспективы ее были крайне туманны, а Польша набирала силу. На нее сделали ставку все его родственники. И самое главное – его единственное владение, способное прокормить его семью, - Селец, находилось на польской территории. Кроме того, мне приходилось читать ранее, что польские власти были крайне негативно настроены к иностранцам, владеющим собственностью в Польше. Было реквизировано в пользу государства немало имений граждан других стран, не пожелавших принять польское гражданство. Вполне возможно, что такая перспектива «маячила» и перед Унругом. В такой ситуации  патриотом поневоле станешь.

Так Йозеф фон Унруг стал Юзефом Унругом. Как показало время, в своем выборе он не прогадал. Служил достойно и честно занял свое место в польской истории.(...)

P.S. И в Германском и Польском флотах у Унруга было прозвище «Швед», не за происхождение, а за скандинавскую, «нордическую» внешность."  Полностью согласен - "истина где-то посередине".  Вот такая история немецкого подводника,польского адмирала и просто человека ,потерявшего две родины. Хочу выразить свою благодарность за помощь при написании этой заметки замечательным людям и коллегам:
 - Леониду Кирилашу ( Запорожье, Украина)
 - Владимиру Нагирняку ( Самара,Россия)
 - Эдуарду Журавлеву ( Санкт-Петербург,Россия)
 - Фернандо Алмейде ( Португалия) - помочь не смог, но своей отзывчивостью и добрым юмором поднял настроение и вдохновил на продолжение:))))
При написании заметки использована информация из работы Мариуша Боровяка "Адмирал. Биография Юзефа Унруга" ( предоставлена Л.Кирилаш).
С уважением  Максим Дианов.



Subscribe

  • Рыбацкая доля

    Сэр Джулиан Корбетт по поводу обстоятельств начала Первой мировой мрачно заметил: "Традиционно наш линейный флот должен был защищать рыболовство, в…

  • Норвежский Хитмен и результаты его работы

    Ещё интересных фото норвежских рэков. Макс Манус наверно единственный диверсант, которому довелось постоять на палубе потопленного им корабля. 16…

  • Нацистская "Коста Конкордиа" 1934 года

    Очень хорошие снимки лайнера "Дрезден", лежащего в фиорде Кармё, после того как 20 июня 1934 года, напоролся на скалу около норвежского острова Бокн.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Рыбацкая доля

    Сэр Джулиан Корбетт по поводу обстоятельств начала Первой мировой мрачно заметил: "Традиционно наш линейный флот должен был защищать рыболовство, в…

  • Норвежский Хитмен и результаты его работы

    Ещё интересных фото норвежских рэков. Макс Манус наверно единственный диверсант, которому довелось постоять на палубе потопленного им корабля. 16…

  • Нацистская "Коста Конкордиа" 1934 года

    Очень хорошие снимки лайнера "Дрезден", лежащего в фиорде Кармё, после того как 20 июня 1934 года, напоролся на скалу около норвежского острова Бокн.…