maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

На заре британского военного судоподъема ( ч. 2)

Продолжение http://maxdianov.livejournal.com/17692.html.
Британцы решили не мелочиться и использовать "Монтегю" для испытаний новой радиостанции ( или выражаясь терминологией того времени "беспроволочной связи"). Испытания проводились на дальность связи и заключались в курсировании броненосца в Бристольском заливе и вхождении его в связь с береговыми станциями, то есть проверялась устойчивость связи с берегом. Командовал броненосцем кэптен Эдер, штурманом у него был лейтенант Дэфэн. Место было выбрано конечно рискованное, тем более что броненосец должен был буквально "исчертить" довольно небольшой залив - недаром британцы его называют Бристольский канал. 29 мая 1906 года "Монтегю" встал на якорь недалено от острова Ланди, для продолжения испытаний.

У радистов ничего не получалось и Эдер решил сняться с якоря и продвинуться немного к островам Силли, надеясь, что радиосигнал усилится и удастся нормально установить связь. Но спустя 4 часа возник настолько густой туман, что от этой затеи пришлось отказаться и командир броненосца приказал ложиться на обратный курс к Ланди, на место предыдущей якорной стоянки. К сожалению, как показало дальнейшее расследование, обратный курс "Монтегю" на две мили отличался от первоначальной прокладки, что и привело к тому, что броненосец вылетел на скалы Шаттер-пойнт у юго-западной оконечности острова Ланди.
Как я уже упоминал выше, должности "шефа спасателей" или руководителя соответствующего департамента в британском Адмиралтействе не существовало. Тем не менее лорды оперативно привлекли лучшего спасателя Англии, тем более бывшего их сотрудника Фредерика Янга, НО в качестве консультанта. Консультантом он должен был выступать у адмирала сэра Артура Уилсона.

Адмирал Уилсон прославился своим высказыванием о подводных лодках - "проклятое, черт возьми неанглийское оружие!!!"(с) и в описываемое время он командовал Флотом Канала.
Но это еще не всё - он считал себя большим специалистом по спасательным работам. ( Это ребята часто. За 20 лет службы я видел таких генералов и полковников, которые после получения звания "начинали верить в себя", учили всех как снаряжать магазин автомата и мести плац, кормить служебных собак и трахать служебных баб. На полигонах это вообще - Роммель нервно курит М.Д.)
Сын Ф.Янга, Десмонд позднее вспоминал: " Адмирал Уилсон проявил живейший интерес к этой операции. По своему служебному положению он обладал всей полнотой полномочий и высшей властью в принятии решений. Он не имел никакого опыта спасения судов. Но он просто извергал поток идей, как спасти корабль. Все эти идеи по словам отца были или ошибочными или невозможными, а зачастую и теми и другими одновременно."

"Монтегю" на скалах.
Адмирал Уилсон бросил сотни людей на демонтаж бортовой брони и заводку кессонов. Но Бристольский залив - это не Порт-Артур, кессоны срывало при малейшей зыби. Шесть месяцев (!!!) упрямый адмирал руководил этим сизифовым трудом, отметая все доводы Фредерика Янга. Спустя полгода в голову Уилсона пришла гениальная идея - заполнить затопленные отсеки корабля пробкой, чтобы увеличить его плавучесть и "сим победиши". Когда Янг, не сумевший остановить этот фонтан идей, услышал как в отсеки "Монтегю" начали загонять пробку, по воспоминаниям сына, он пришел в каюту и ... заплакал. Он знал, что теперь никакой насос планеты Земля, не сможет откачать отсеки броненосца и отныне "Монтегю" был обречен. 1946942 кровных фунта стерлингов налогоплательщиков были списаны в утиль. Только тогда Адмиралтейство осознало ситуацию, отстранило Уилсона от операции и дало полную свободу действий Янгу. Ему была поставлена задача - спасти хотя бы главный калибр броненосца, ценные 12-дюймовые стволы. Вместо сотен спасательной орды Уилсона за дело принялись специалисты Янга. Каждый ствол весил 50 тонн и был длиной 40 футов ( 12 метров). Орудия были сняты со станков и с помощью блоков выдерживающих усилие 100 тонн, которыми оперировали 60-футовые мачтовые краны и А-образные тяжелые краны с 20-дюймовыми фермами, были демонтированы с броненосца. Демонтаж одной пары орудий занял две недели, но в конце концов все четыре были доставлены на берег, где прошли процедуру разборки, осмотра, были заново собраны и впоследствии использовались на других кораблях.
Потеря "Монтегю" сегодня оценивается с точки зрения, если бы Ройал Нэви потерял бы в наши дни эсминец типа 42 ( что почти случилось с "Ноттингемом" у берегов Австралии), со всеми последствиями в виде общественного мнения, затрат и общего ущерба для престижа флота.
В случае с "Монтегю" было еще горше то, что "это произошло на крупной судоходной трассе, в пределах легкого доступа сотен туристов, которые стекались к этому месту. Сейчас это популярный дайв-центр, где несколько груд брони среди нагромождения скал, служат напоминанием, того к чему приводило руководство высшими офицерами флота операциями по спасению, в которых они совершенно не разбирались."



Tags: британский судоподъем
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments