maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Почему в ВС СССР "не взлетело" приготовление пищи от выхлопа двигателей

Я уже писал здесь о "сумрачном советском гении" породившем приспособление ПГ-4/Т, когда советская танковая лавина идёт через Фульдский коридор, рвутся ядерные фугасы, ад кромешный, но на каждом танке булькает и готовится сытный обед от выхлопа танкового дизеля, чтобы было чем закусить по случаю взятия Франкфурта-на-Майне https://maxdianov.livejournal.com/56660.html
Но ведь была разработана целая линейка: ПГ-15, ПГ-8б и ПГ 30. Первые два предназначались для бронетранспортеров на 15 и 8 человек соответственно, а вот ПГ-30 был уже настоящий взводный комплект и монтировался на ЗИЛ-150,164,157,ГАЗ-63,51. Так как я ни разу в глаза не видел всех этих приспособлений и даже от старых преподавателей ничего не слышал по поводу их существования и применения, хотелось бы поразмыслить почему всё это добро скажем так "не взлетело".

Сперва кратко о ПГ-30. На рисунке из Наставления 1964 года мы видим принципиальную схему и состав устройства, но слишком упрощённо. Понятно, что было рассчитано на 30 человек, ёмкость каждого котла с паровыпускным клапаном составляла как раз 30 литров. В состав устройства входило:
- металлический шкаф с теплоизоляцией (каркас из угловой стали, облицованный листовой, изоляция асбест)
- плита (калорифер)
_ два пищеварочных котла
- три ящика.
Шкаф крепился на место запасного колеса, к раме шасси автомобиля, при помощи 4 болтов, приваренных к каркасу шкафа и шпильки запасного колеса. При монтаже разумеется снималось запасное колесо, глушитель отсоединялся от выхлопной трубы, после чего вся система соединялась патрубками заново:"коробка переключения газов (коробка с вращающейся на оси заслонкой-шибером, управляется рычагами - М.Д.) крепится хомутами к выступающему из шкафа фланцу плиты; затем патрубок выхлопной трубы присоединяется к коробке переключения газов и к выхлопной трубе, а затем к входному отверстию глушителя; глушитель хомутом крепится в новом положении (несколько сдвинут назад)."(с) К этому прилагался здоровенный (67,3 кг, 1.2 на 0.73 м) ящик для хранения продовольствия и принадлежностей - 57 буханок хлеба, 30 сутодач концентратов, инвентарь, ящик для дробилки концентратов ( бункер и два валика с шестернёй, на каждом валике 10 фрез, в рабочем положении устанавливается прямо на горловину котла), ещё один ящик для концентратов на 30 сутодач, запасной переносной очаг для приготовления пищи вне шкафа, запасная откидная решётка для разогрева хлеба в зимнее время.
В общем при кажущейся простоте и реализации идеи, всё это хозяйство это тот ещё геморрой доложу я вам, но пойдём дальше. Колесо, как вы понимаете отправлялось в кузов, там же должен был и перевозиться самый большой ящик с продовольствием и инвентарём, плюс очаг и решётка, два других ящика крепились хомутами к шкафу с плитой.
Приготовление пищи. Перед выездом заливалась вода (20 литров в котёл для первого блюда, 12 литров для второго) и бибика весело отправлялась в путь -как пишут "в нормальных условиях движения автомобиля вода закипает примерно через 30-50 минут. А теперь самый цимес. Приспособление оборудовано "сигнальным устройством, показывающим начало закипания воды в котлах". Но это устройство расположено не в кабине водителя, а на самом шкафу - думаю вы догадываетесь уже, что к чему. По закипании воды в котлах автомобили останавливаются, засыпаются измельчённые концентраты при равномерном помешивании (!!!), и снова поехали, но не забыть через 20-25 минут отключить устройство, иначе всё сгорит к хренам. В общем как-то так.
На мой взгляд причин, почему это не прижилось несколько. Первая это то, что в составе подразделения (рота, батальон) применение девайса смысла не имеет: проще использовать прицепную кухню, где тоже можно готовить на ходу, при этом гораздо более качественно. Для малых команд проще выдать сухпай или выдать им малую кухню или переносную плиту. Да и вообще с совершенствованием сухого пайка, проще дать его на 2-3 суток и забыть. Ну и основное - в наставлении подчёркивается, что так как котлы ПГ-30 (и остальных) тонкостенные и не имеют масляной рубашки, любое промедление или недосмотр приводят к мощнейшему пригоранию продукта. Думаю, учитывая вышеописанные манипуляции и отсутствие надёжных контрольных устройств, такое развитие событий было неизбежно и командиры ( и тыловики) предпочитали обходиться без ПГ, чем потом ломать голову, как накормить личный состав и успокоить замполита.
У девайсов для БТР был ещё один огромный минус, который я думаю сразу поставил на них крест. Для монтажа ПГ-8 и 15 требовалось или снять броневую защиту двигателя или делать в ней вырез. Думаю всем ясно, как к этому отнеслись в войсках. На танке такой проблемы не было, наоборот хе хе кагбэ допзащита, но тоже видимо не прижилось, так как там контролировать приготовление пищи было ещё затруднительней.
Tags: ВС СССР, разное
Subscribe

  • (no subject)

    Перед выходом фильма Ридли Скотта "Последняя дуэль" решил ознакомиться с первоисточником и с удивлением обнаружил, что группа переводчиков…

  • Категорический императив утрачен

    Забыл вчера вставить в рецензию один момент. Бывшим гитлеровским мореманам из "команды 34" был задан вопрос: как они оценивают подготовку и…

  • "Naval Officers under Hitler: The Story of Crew 34", Eric C. Rust - рецензия

    Не люблю писать рецензии, но на эту книгу всё-таки надо. Из-за пополнения в своём клане читать её пришлось урывками и тем не менее, одолел. Итак…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

  • (no subject)

    Перед выходом фильма Ридли Скотта "Последняя дуэль" решил ознакомиться с первоисточником и с удивлением обнаружил, что группа переводчиков…

  • Категорический императив утрачен

    Забыл вчера вставить в рецензию один момент. Бывшим гитлеровским мореманам из "команды 34" был задан вопрос: как они оценивают подготовку и…

  • "Naval Officers under Hitler: The Story of Crew 34", Eric C. Rust - рецензия

    Не люблю писать рецензии, но на эту книгу всё-таки надо. Из-за пополнения в своём клане читать её пришлось урывками и тем не менее, одолел. Итак…