maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Кадровая политика германского флота (интербеллум)

До ПМВ германский флот развивался такими темпами, что уже в 1913 году начальник военно-морского училища в Мюрвике констатировал, что при сохранении существующих критериев отбора по социальной принадлежности, они уже "практически банкроты"(с). Армия также увеличивалась бешеными темпами и предпочтение, которое флот отдавал абитуриентам из среднего класса и интеллигенции, не говоря уже о дворянстве очень скоро грозило стать неразрешимой проблемой. Тем не менее флот исхитрился не допустить размывания кастовости и только в 1916 году с большой неохотой допустил 34 человека из низших социальных слоёв к обучению на офицеров. К чему в конце концов это привело - хорошо известно. Элита стала настолько элитарной, что даже собственных матросов ни во что не ставила. После войны осознание того, что классовый подход больше не работает более или менее пришло, но в то же время условия Версаля по количеству личного состава привели к тому, что бывшие "банкроты" внезапно превратились в Крезов.
В 1926 году на 635 свободных вакансий во флоте было рассмотрено 44100 заявок. Понятно, что теперь они могли позволить себе не только желательную однородность, но и высочайшее качество, хотя по финансовым соображениям держали не разрешённую численность 1500 офицеров, а 1100. В 1932 году Эрих Редер решает, что пора: правительство одобряет его осторожный план по увеличению численности офицерского состава до 2000 человек в течение 6 лет. После прихода к власти нацистов разумеется дан вообще "зелёный свет", но...учебно-материальная база флота ещё не может обеспечить подготовку более 250 офицеров в год и понадобится несколько лет, чтобы её расширить. В 1934 году набор составляет 318 человек, в 1935 - 469 человек, в 1937 - два набора ( весна и осень) в общей сложности 1032 человека, в 1938 один набор 586 человек. Срок обучения сокращён с 54 месяцев стандарта 1930 года до 30 месяцев после 1936 года.
Интересна структура набора и снова высочайший конкурс (прежним "банкротством" и не пахнет):
В наборе 1935 года зачислены кандидаты на строевых офицеров (командные должности) - 351 человек, инженеры - 56, специалисты по вооружению - 20, административно-хозяйственный состав - 19, кораблестроители - 7, медики -16. Конкурс составлял порядка 6000 человек на командный факультет, 1200 на инженерный, примерно такие же пропорции по остальным специальностям.
Немецкие исследователи вопроса обращают внимание на небольшое количество инженеров и делают вывод, что это аукнулось после 1942 года, когда укомплектовать растущий флот грамотными механиками оказалось очень сложно, в то же время по медикам и кораблестроителям всё нормально - гражданский резерв был очень большой. В общем можно сделать вывод, что к войне немцы свои кадры подготовили очень качественно, пользуясь возможностью отбирать самых лучших и в значительной мере отступив от классового подхода - что закономерно, учитывая политику нового режима, который на дух не переносил старые кайзеровские замашки.
У нас, учитывая изначально низкую образовательную и учебно-материальную базу, предпочтение классового и максимально политизированного подхода и вообще другую концепцию применения флота,так получиться просто не могло и это разумеется касается не только ВМФ. ВВМУ им. Фрунзе до 1939 года штамповал 1000 человек только командного состава, а с мая 1939 -2350 человек, плюс остальные специальные училища, курсы и академия. Это было не просто так: почему требовалось такое количество командиров уважаемый naval_manual, убедительно рассказал вот здесь https://naval-manual.livejournal.com/117916.html Делалось много, формировалось училищ и курсов много, но... подробнее по ВВМУЗ СССР и подготовке кадров флота перед войной здесь (чтиво очень удручающее) https://military.wikireading.ru/hiAPf7wKue
Tags: ВМФ СССР, интербеллум, кригсмарине, современные историки
Subscribe

  • А когда я оказался в Заксенхаузене...

    Нашёл довольно любопытный факт о знаменитом пасторе Мартине Нимёллере ("Когда они пришли за коммунистами - я молчал...) - немецкая Вики со ссылками…

  • КБФ и шведы

    Уважаемый naval_manual поднял очень интересный вопрос: почему немцы категорически хотели воспрепятствовать прорыву Балтийского флота из…

  • Кондуктор не спешит

    Когда ты спокойно на поезде едешь в плен, а из-за тебя целый международный скандал (и проводник не знает, положен ли тебе чай). Стокгольм, №1130 от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • А когда я оказался в Заксенхаузене...

    Нашёл довольно любопытный факт о знаменитом пасторе Мартине Нимёллере ("Когда они пришли за коммунистами - я молчал...) - немецкая Вики со ссылками…

  • КБФ и шведы

    Уважаемый naval_manual поднял очень интересный вопрос: почему немцы категорически хотели воспрепятствовать прорыву Балтийского флота из…

  • Кондуктор не спешит

    Когда ты спокойно на поезде едешь в плен, а из-за тебя целый международный скандал (и проводник не знает, положен ли тебе чай). Стокгольм, №1130 от…