maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Перечитывая Леске

На дежурство взял перечитать личный дневник пилота "хейнкеля" Готфрида Леске, который был сбит над Англией в январе 1941 года. У нас он был издан "Центрполиграфом" в 2004 под модным названием "Я был нацистским лётчиком. Исповедь офицера люфтваффе", хотя Леске не был офицером, а был оберфельдфебелем и разумеется раз речь идёт о "хейнкелях", на обложке был изображён пикирующий во всю дурь "штукас".

При повторном прочтении отметились некоторые детали, которые можно тезисно выделить и над которыми можно поразмыслить.
Ну разумеется сразу становится понятно, почему в рейхе высказывались "у нас республиканская армия, императорский флот и национал-социалистические люфтваффе". Рядовой пилот бомбардировщика, не только член партии, но и шарфюрер СС, при обсуждении других офицеров, неоднократно упоминается положение и членство в партии. Любопытно упоминание Курта Рейсса, что дневник написан языком "блицкрига", немецким "блиц-языком", интересным феноменом начала войны, хотя потом Леске начинает пытаться писать на литературном ( возможно уже мечтает о мемуарах).
Из пяти членов обоих экипажей Леске, только один и в обоих случаях это воздушный стрелок не интересуется политикой, а только выпивкой и бабами.
Офицеры, командиры экипажей, явно обладают более широким кругозором и не так втянуты в политику, как остальные. Обращает на себя внимание сцена, когда командир узнаёт, что у стрелка день рождения и удивляется, что они его выспрашивают, про то как бомбили Варшаву. "У вас что на дне рождения других тем для разговора нет?."
Хотя сам Леске упоротый "турбонацист", даже ему плохеет, когда во втором экипаже оказывается полностью упоротый, до клинической стадии, нацик, который в конце концов признаётся, что является стукачом гестапо. Любопытно, что свой призыв в люфтваффе он объясняет тем, что Гиммлер получил некую квоту на призыв агентов гестапо в каждый вид вооружённых сил. То, что он там несёт, этот Рихтер просто нечто, но кто хочет прочитает.
Самое интересное. В первом составе экипажа бортинженер Франц Пуцке, оказывается воевал ещё в Испании и зарекомендовал себя как спец высочайшего класса. Учился на авиационного инженера. В столовой его узнают и подходят поздороваться даже командиры эскадр, начинавшие в Испании. И тем не менее этот человек с огромных опытом и заслугами, рядовой бортинженер рядового "хейнкеля".
Стрелок-радист первого экипажа Ледерер, спустя почти год войны, к удивлению всей авиагруппы получает ЖК 1-го класса, за то что в 1939 смог после налёта на Скапа-Флоу привести через Северное море на базу, разбитый в хлам Ю-88 с мёртвым экипажем. И не только не получил немедленно награду и направление в школу пилотов (как следовало бы ПМСМ - М.Д.), а отправился дальше рядовым стрелком-радистом на другой рядовой "хейнкель".
При этом сам Леске, опытнейший квалифицированный пилот - оберфельдфебель с 1938 года, и в этом же качестве участвует в Битве за Англию.
В общем люфтваффе явно консервировали опытнейший личный состав и особых лифтов там не было. При этом Леске упоминает, что "взрывной рост" ВВС рейха в 1935-1937 года был очень аварийным - " катастрофы каждый день".
Секретный приказ для лётного состава, с непонятным содержанием, из записей Леске ясно только, что наземный персонал в резкой форме высказал командованию (!!!) недовольство разными нормами питания с лётным составом и временем отдыха ( лётчики "работали" через день, техники без выходных). Судя по всему в авиаполевые дивизии народ потом набрали легко.
Ну и напоследок это конечно шок Готфрида Леске, когда после победы над Францией, он приезжает в отпуск на родину. Полнейшее равнодушие к его "подвигам" и рассказам о победоносном вермахте. "Планируют визит к тёте берте на Рождество, обсуждают вчерашний спектакль или кино, которые видели вчера...Такие люди просто недостойны нашего фюрера. Мы тут всего лишь за год одержали столько побед и столько территорий, сколько не завоевала ни одна армия в мире за всю историю, а этим людям хоть бы что. Чуть ли не каждый день мы одерживаем новую победу, но если ты скажешь ему об этом, он начнёт кивать и скажет: Ах да, ещё одна победа."
Складывается мнение, что каким-то подспудным чувством немцы уже тогда ощутили, что после таких побед, теперь им точно пиздец, пардон май френч и как в 1918 они уже не отделаются.
Tags: ВМВ, литература, люфтваффе, мемуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments