maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Лекция Фридриха Руге в военно-морском колледже США 17.12.1952 года

Книгу немецкого адмирала Ф.Руге "Война на море" 1953 года, думаю читали многие, это так сказать один из канонов описания ВМВ с немецкой точки зрения. Данная лекция (она кстати сразу была грифована ДСП) интересна тем, что хотя многое в ней и перекликается с книгой, но во-первых она была прочитана для профессионалов, с соответствующим наполнением, во-вторых темой - "Германская военно-морская стратегия в ходе ВМВ", в третьих тем, что там много излагается того, что в книгу не вошло. Приведу из неё (хронологически) самые на мой взгляд интересные тезисы и цитаты автора, как всегда с моими небольшими ремарками.
Как это ни удивительно звучит, но до 1900 года, когда флот наш был сравнительно небольшой, а наиболее вероятным противником была Франция, наше оперативное планирование было чрезвычайно смелым и предусматривало широкое сотрудничество с армией в рамках таких предполагаемых операций, как крупномасштабная высадка в Нормандии или блокада Бреста. В последующие годы, стремительное расширение флота и желание внедрить все новейшие технические достижения в тактику действий, настолько поглотило лучшие умы флота, что стратегическое мышление просто угасло... (о таком смелом планировании "слабого" недавно писал ув. naval_manual применительно к Балтийскому флоту перед ПМВ - терять было нечего. Появились дредноуты и всё изменилось.-М.Д.)
После 1900 года, не было предпринято никаких попыток скоординировать политическую, сухопутную и военно-морскую стратегии. Был построен сильный «Флот открытого моря», но ни одной базы в открытом море не было. Армия ожидала войны на два фронта и знала, что она подвергнет свои силы максимальным нагрузкам, однако не было сделано ничего, для возможности бросить мощь флота на чашу весов сухопутного фронта. Сам военно-морской флот считал, что только наличие сильных сил в Немецкой бухте вынудит британцев плотно их блокировать. Поэтому он усердно тренировался для сражения недалеко от Гельголанда, с помощью которого его лидеры надеялись вызвать «Krafteausgleich» (уравнивание сил), позволяющее им предпринять более агрессивные операции...
Командование флота недооценило уязвимость Британии перед любой угрозой для английского восточного побережья, не говоря уже о Ла-Манше. Нет сомнений в том, что в первые месяцы войны обманный манёвр в этом направлении мог привести британский флот к сражению не более чем в ста милях от Гельголанда...
Потребовалось полтора года ожидания в Немецкой бухте и безуспешная попытка неограниченной подводной войны, прежде чем командование осознало, что наиболее прямым и в то же время единственным способом открыть путь к британским морским коммуникациям было принуждение Гранд-флит сражаться в условиях, благоприятных для превосходства немцев в подводных лодках и воздушной разведке...
Создав постоянный фактор напряжения в форме "Польского коридора", Версальский договор обозначил Польшу как нашего самого вероятного ( в оригинале "логичного" - М.Д.), которого, скорее всего, поддержала бы Франция. Поскольку армия считала, что противостоять можно только полякам, планы обороны изначально следовал этой линии. Однако несколько лет спустя были рассмотрены проблемы войны, как против Франции, так и против Польши... (Вопрос какую роль сыграл в этом СССР, Руге перед американцами опускает, хотя раз официального военного союза не было - "значит не было" - М.Д.)
Германия не могла надеяться в одиночку защититься от этого союза. Чтобы сделать идею альянса привлекательной для других, было сделано все, чтобы вывести Вооруженные силы на высочайший уровень боеспособности... (Поиск союзника, поиск союзника,эта мысль идёт красной нитью - М.Д.)
Тем не менее существовала вероятность того, что из-за малых размеров флота, отсутствия подводных лодок и самолетов, линкоров и авианосцев германский флот вернется к чисто прибрежному мышлению...
Их ("Дойчланды" -М.Д.), предполагалось использовать в Атлантике с намерением заставить французов использовать большую часть своего флота для сопровождения своих торговых судов. Таким образом, штаб ВМФ Германии надеялся, что останутся свободными пути для собственного жизненно важного импорта...
Кроме того, эти корабли лучше всего соответствовали идее «Bundnisfahigkeit» (грубо говоря - "союзоспособность" - М.Д.), снова и снова появляющейся в размышлениях и меморандумах того времени; то есть, сделать германский флот достаточно сильным, несмотря на все ограничения, чтобы внести ценный вклад в предполагаемый альянс...
Политическая ситуация могла быстро измениться, и поэтому руководство ВМФ стремилось создать флот, максимально сбалансированный в данных обстоятельствах, а не флот для особой чрезвычайной ситуации, которая могла никогда не возникнуть...
Насколько я знаю, только одна стратегическая командно-штабная игра была проведена в академии в начале тридцатых годов, в которой Англия играла какую-либо роль. Тем не менее, её предметом было не опробование мер войны против Великобритании, а демонстрация слушателям взаимосвязи между Средиземным и Северным морями в любой войне, в которую Великобритания могла бы быть вовлечена...
Мы не ускоряли строительство подводных лодок, а проводили политику создания хорошо сбалансированного флота, состоящего из обычных типов кораблей...
Многие офицеры хотели, чтобы строительство броненосных кораблей с дизельными двигателями продолжалось...
Комитет для выработки рекомендаций по ускорению программы кораблестроения на случай возможной войны против Великобритании и Франции не был сформирован до сентября 1938 года, и никаких немедленных шагов для стратегической оценки ситуации предпринято не было. В феврале 1939 года в Оберхофе, в Тюрингии, была сыграна военная игра на предмет войны против обеих стран, но даже тогда за основу было взято предполагаемое соотношение сил 1944-45 годов...
При таком неблагоприятном положении попытка осуществить какие-либо действия против англичан в некоторых кругах считалась довольно безнадежной, и пропагандировалась строго оборонительная позиция. Именно здесь изучение военно-морского планирования и операций Первой мировой войны оказало большое влияние на решение штаба. Какой бы сложной ни была ситуация, каковы бы ни были шансы, одна идея была аксиомой для командующего флотом и его окружения: у них не было ни малейшего намерения иметь свой флот, каким бы миниатюрным он ни был, слоняться вокруг Гельголанда и играть в Fleet in Being в этом уголке Северного моря...
Хладнокровно оценив ситуацию, военно-морской штаб пришел к убеждению, что единственный путь к успеху лежит в атаке вражеских морских путей и военно-морских сил, со всей энергией и при этом хитроумно, в как можно большем количестве мест и всеми доступными средствами. Подводные лодки должны были действовать в узловых точках судоходных путей у Британских островов; эсминцы и авиация должны были держать в напряжении противника, закладывая мины недалеко от английского побережья; вспомогательные крейсеры и броненосные корабли, широко разбросанные в отдаленных районах, также должны были отвлекать и сдерживать силы противника - даже два линкора должны были быть проникнуть в Исландские проходы...
До тех пор, пока на вооружение не вступит большее количество подводных лодок, т.е., до 1941 г. - все остальные средства, упомянутые ранее, должны были быть максимально задействованы...
"Граф Шпее" был потерян после сражения у реки Плейт из-за неудачных решений его командира...
Норвегия в британских руках означала полный крах любой наступательной деятельности немецкого флота... ( проблему с рудой лектор поместил в самый конец перечня. Несколько раз в ходе лекции упомянуто, что флот лучше всего устраивала нейтральная Норвегия -М.Д.)
Армейцы не могли осознать огромных возможностей, которые открывало Средиземным морем. Генерал-полковник Гальдер, начальник Генерального штаба, считал все военные действия в этом море «попыткой выиграть время» и сказал о военно-морском флоте: «Эти ребята мечтают о целых континентах»...
OKW никогда не понимало медленного, но огромного давления, которое великие военно-морские державы могли оказать на маленький европейский континент.Флот видел это и действовал соответственно, но, возможно, не осознавал, что после того, как было принято решение о нападении на Россию, следовало приложить все усилия, чтобы добиться скорейшего прекращения этого предприятия, для скорейшего высвобождения... (??? - судя по всему Руге имеет в виду, что надо было плюнуть на Англию и всеми силами помогать вермахту в "Барбароссе", но это он задним числом выводы делает - М.Д)
Был короткий период надежды на расширение нашей стратегии, когда японские авианосные силы действовали в Индийском океане...
Мне довольно сложно сказать, насколько успешной была военно-морская стратегия Германии во Второй мировой войне и насколько она провалилась. Успех и неудача - понятия относительные, и с разных сторон они могут выглядеть по-разному. Более того, вероятно, еще слишком рано приходить к окончательной оценке. Я лично считаю, что в первой половине войны военно-морская стратегия Германии была более успешной, чем мы ожидали, а во второй половине войны она потерпела неудачу в большей степени, чем это было необходимо.( как завернул, а? -М.Д.)..
Гибель наших надводных кораблей была вполне предусмотрена стратегическими расчетами, и подводные лодки прибыли вовремя, чтобы сохранить равновесие. Они потерпели поражение, потому что германские контрмеры против технического развития союзников были приняты позже, чем того требовали обстоятельства... ( вот это поворот!!! - М.Д.)
Несмотря на большой первоначальный успех, общая военная стратегия Германии провалилась по крайней мере так же сильно, как и военно-морская стратегия. Основными причинами, на мой взгляд, являются чисто континентальные взгляды большинства ведущих офицеров армии и авиации...
Между войнами была предпринята попытка объединенной подготовки путем создания небольшого совместного училища в 1935 году. Единовременно проводился только один курс продолжительностью один год, который посещали 6 офицеров армии, 2 офицера ВВС и 2 офицера ВМФ. В 1938 году армия заявила, что этих 6 офицеров больше нельзя отрывать от службы, и училище закрылось. Показательно, что ни один из армейских слушателей так и не достиг высоких оперативных должностей; в основном они использовались в качестве военных атташе, в министерствах и т. д...
Командующего театром никогда не было, с полной властью над всеми войсками и силами в своем районе. До и во время вторжения в Нормандию Роммель не мог отдавать приказы военно-морским и воздушным частям, действовавшим непосредственно на его глазах...
Гитлер, каким-то личным магнетизмом оказывал сверхъестественное влияние на многих людей, непосредственно контактировавших с ним. Как настоящий революционер, он никому не доверял и дробил любую силу, которая могла стать для него опасной...
Гитлер ничем не способствовал формированию германской военно-морской стратегии. Когда война началась, он сначала сильно ограничил операции против вражеских торговых судов по политическим причинам. В случае с Норвегией он последовал доводам военно-морского флота после некоторых колебаний, в то время как он отверг идеи военно-морского флота о Средиземном море. С другой стороны, военно-морской флот отговорил его от некоторых из его более фантастических планов - например, использования больших лайнеров для обманного маневра против английского побережья во время операции "Морской лев" или оккупации Исландии, Азорских и Канарских островов...
Чего он никогда не делал, так это создания четких условий для командования на высшем уровне и объединения командующих различными видами вооруженных сил для координации их работы. Он хотел принимать каждое решение сам и пытался все делать сам. Поскольку у него не было этических ценностей, он удобно забыл, что был избран за социальную реформу и против коммунизма, а не за начало войны, в которой не было необходимости и которой никогда не должно было случиться. Я убежден, что в конечном итоге его полное отсутствие этики привело к падению Германии...
Tags: ВМВ, литература
Subscribe

  • (без темы)

    А потом жаловались, что Геринг почему-то не любил флот, хе-хе. "23 мая 1933 года Геринг посетил с визитом броненосец "Шлезиен". Оказалось, что он…

  • (без темы)

    Флотофилы, если хотите блеснуть в обществе самой изысканной флотофилией, можете томно закатив глаза, сказать: "Эх, сейчас бы секонд-хендом, да на…

  • Откровения радиста Хайдта

    В 1930 году, знаменитый немецкий художник-маринист Клаус Берген ( участвовал в знаменитом походе U-53 Ханса Розе) и командир UB-73 Карл Нойройтер,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (без темы)

    А потом жаловались, что Геринг почему-то не любил флот, хе-хе. "23 мая 1933 года Геринг посетил с визитом броненосец "Шлезиен". Оказалось, что он…

  • (без темы)

    Флотофилы, если хотите блеснуть в обществе самой изысканной флотофилией, можете томно закатив глаза, сказать: "Эх, сейчас бы секонд-хендом, да на…

  • Откровения радиста Хайдта

    В 1930 году, знаменитый немецкий художник-маринист Клаус Берген ( участвовал в знаменитом походе U-53 Ханса Розе) и командир UB-73 Карл Нойройтер,…