maxdianov (maxdianov) wrote,
maxdianov
maxdianov

Categories:

Японский блиц в Мозамбикском проливе

Продолжаю препарировать работу (диссертацию) доктора Эверта Клейнханса из университета Стелленбоса по военно-морским аспектам участия ЮАР (ЮАС) во Второй мировой войне ( больше всего там интересна экономика и местные заморочки). Тема из заголовка не сказать, что неизвестная, но интересен "местный взгляд" и приличная наглядная графика, которая всегда будет полезна. Итак поехали, тезисный перевод с минимальными ремарками:
В декабре 1941 года вице-адмирал Курт Фрике, шеф SKL (Штаб руководства войной на море) встретился с японским военно-морским атташе в Берлине, вице-адмиралом Номура. Успешное нападение японцев на Перл-Харбор 7.12.1941 означало, что пришла пора разграничить зону оперативной ответственности союзников по Оси практически по всему миру. Но сразу выяснилось, что на Индийский океан имеют особые виды обе стороны.
Японцы предложили, чтобы зона операционной ответственности разделялась по 70 градусу восточной долготы (западнее немцы, восточнее японцы), однако немцы предложили "диагональный" вариант - линия пролегала бы от Адена через Индийский океан до севера Австралии (в былые времена, когда готовился знаменитый Тордесильяский договор, если бы испанцы такое нечто диагональное предложили португальцам, резня бы думаю случилась прямо у подножия святого престола -М.Д.).
Немцы догадались (внезапно! -М.Д.), что японцы считают всё вплоть до Мадагаскара своей сферой влияния и в итоге с участием итальянцев договорённость была достигнута - 18 января 1942 года сошлись на 70 градусе в.д., но в случае необходимости можно было проводить военно-морские операции и в зоне ответственности союзника.
10 февраля Номура встретился с начальником штаба экономической войны ОКВ адмиралом Отто Гроосом, и убеждал его, что немцам выгоднее не бросать всё на Россию, а предпринять наступление на Ближнем Востоке и совместно с Японией, вышибить Британию из войны ( или по крайней мере из Средиземного моря и Азии). Номура заявил, что Ближний Восток это вообще единственная область, где возможно непосредственное военное сотрудничество Германии и Японии. 13 февраля гросс-адмирал Эрих Редер обсудил с Гитлером быстрое продвижение японцев в Бирме и Индонезии и возможный захват ими Цейлона. Редер обратил внимание фюрера, что это может иметь сокрушительные последствия для английской морской мощи в Индийском океане и пресечение поставок нефти из Персидского залива. Падение ключевых пунктов вокруг Суэца, означало, что доковать свои тяжёлые боевые корабли британцы смогут только в Дурбане и Саймонстауне.
Позднее в начале марта Редер проинформировал фюрера, что после захвата Цейлона, японцы вероятно сделают бросок к Мадагаскару, но для этого требуется лояльная реакция правительства Виши - в этом Гитлер очень сомневался.
В конце марта Номура и Фрике снова встретились и шеф SKL явно выразил желание, чтобы японцы предприняли активные действия в северной части Индийского океана, где проходили пути снабжения СССР через Иран, североафриканского ТВД и британского Ближнего Востока. Номура был согласен, но планов своего верховного командования не знал, поэтому мог только обещать, что сообщит о просьбе союзников. Также Фрике попросил немедленно сообщить если будут запланированы операции простив Цейлона, Сейшельских островов или Мадагаскара. 8 апреля Номура сообщил Фрике, что командование японского флота приняло решение провести наступательную операцию у восточного побережья Африки в районе от мыса Доброй Надежды до Аравийского моря, силами двух вспомогательных крейсеров и пяти подводных лодок.
Фрике приветствовал эту новость, однако его больше интересовало, почему нет никаких сведений о планируемых операциях против Цейлона и Мадагаскара. Однако Номура продолжал гнуть свою линию, что это очень важная операция и нужно, чтобы немцы тоже начали оказывать давление на англичан в Индийском океане и это надо делать одновременно, иначе все японские усилия в этом районе будут бессмысленными. Фрике охладил его, посоветовав не оглядываться на немецкие планы и начинать свои операции самостоятельно и чем быстрее тем лучше, чтобы добиться нужного эффекта.
( Дальше идёт описание, как немцы через посольство решили выяснить, что таки дальше затевают японцы и лучший друг нашего Рамзая, посол Ойген Отт браво отрапортовал, что по своим каналам в японском МИДе он чётко установил, что всё нормально, на Цейлон пойдут и продолжат наступать в Индийском океане, просто надо перекурить и т.д. в общем навешали ему лапши лишь бы отвязался. Описания японского видения целей подводного флота и вывод Клейнханса, что эта операция видимо действительно была задумана, чтобы успокоить "требовательных немцев", хотя я думаю, что это из области "нельзя просто сидеть, давайте что-то делать" и "просто сделаем это, потому что можем". Также вкратце описана операция по захвату англичанами Мадагаскара, которые не стали ждать, а нормально так подстраховались).
Для операции японцы выделили три лодки 1-го дивизиона подводных лодок, 8-й флотилии ПЛ, базирующейся на Кваджалейне - I-16, I-18, I-20 (фамилии командиров опущу -М.Д.), а также I-10 и I-30, на I-10 держал флаг командир 8-й флотилии, он же командир всей группы капитан Ишизаки. Судами снабжения лодок и надводными рейдерами выступали ВСКР "Айкоку-мару" и "Хококу-мару".

ТТХ японских субмарин

ТТХ ВСКР
В конце апреля лодки сосредоточились в Пенанге, I-30 получила приказ идти к Адену и разведать там обстановку. Лодка прибыла в назначенный район 7 мая. Самолёт субмарины произвёл разведку Адена, через два дня был обследован французский Джибути, 19 мая - Дар-эс-Салам и Занзибар. Ничего интересного японцы там не обнаружили, и остальные лодки пошли в район Мадагаскара. Следовавшие за ними ВСКР захватили в районе Диего-Гарсия голландский танкер "Генота"(7897 брт). 20 мая самолёт с I-10 обследовал Дурбан и побережье Наталя. Хотя на открытом рейде Дурбана было множество торговых судов и линкор "Резолюшн", нападения на торговое судоходство не последовало, так как японцы хотели соблюсти скрытность, их главной целью были крупные боевые корабли.(просто лодки-носители "карликов" ещё не подошли в район -М.Д. Далее идёт описание атаки на Диего-Суарес, повреждение линкора "Рамилли" и потопление танкера "Бритиш Лойалти" которое я опустил).
После успешного нападения на Диего-Суарес, Ишизаки разделил свои лодки на две группы, приказав атаковать торговое судоходство в северной и южной части Мозамбикского пролива. Первое торговое судно "Элизия"(6757 брт) было потоплено 5 июня вспомогательными крейсерами, в тот же день лодки уничтожили ещё три судна (опустил, см.табл.), таким образом за одни сутки было потоплено 20 тысяч тонн тоннажа. После этих потоплений, командующий Южноатлантической станцией приказал всем судам в Мозамбикском проливе или идущим на север из Дурбана, держаться как можно ближе к берегу. (там их и топили -М.Д.). Это давало хоть какую-то надежду на номинальную защиту, воздушных и наземных сил. Коммуникация от Дурбана до экватора, прикрывалась кораблями Восточного флота, базирующимися в Килиндини, Кения, но там было только три корвета и пять эсминцев, которые могли противостоять японским подводным лодкам. Южноафриканские воздушные противолодочные патрули могли действовать только до северной части залива Делагоа-Бэй. Это свидетельствовало, о том, что Мозамбикский пролив это щель в доспехах обороны союзников (какие там доспехи, стояли голые в рваной кольчуге - М.Д.). В течение следующей недели было потоплено 9 судов. Эти потопления побудили заместителя командующего Восточным флотом контра-адмирала Виктора Данквертса перенаправить войсковые конвои и одиночные суда вдоль восточного берега Мадагаскара. Боевым кораблям было приказано перекрыть северную и южную часть Мозамбикского пролива (однако это не Зунд, без авиации там туго - М.Д.). Однако, именно в это время японские лодки вышли из пролива на дозаправку и пополнение запасов, которые состоялись 17 июня. I-30, не участвовала в нападениях и получила приказ следовать во Францию, в Лориан, куда прибыла 2 августа. Пополнив запасы японские лодки, в конце июня вернулись в Мозамбикский пролив (когда корабли оттуда ушли видимо на дозаправку, а торгаши снова попёрли -М.Д.) и потопили ещё 10 судов. Ко второй неделе июля японские лодки покинули Мозамбикский пролив и вернулись на свою базу в Пенанг в начале августа.

Список потопленных судов

Места потоплений. Хорошо видно, что совет идти у берега не помог.
____

В общем немцы правильно сказали на них не оглядываться. Пока после японского блица (а это их самый крупный успех в подводной войне против торговцев), южноафриканцы судорожно пытались что-то изобразить в Мозамбикском проливе с запада на них уже накатывала группа "Айсбэр" и снова погром. Клейнханс очень подробно описал сколько сил и средств было вбухано в противолодочную оборону ЮАС, однако складывается впечатление, что не в коня был корм, а нужно было посылать людей стажироваться в Северную Атлантику.
Tags: royal navy, ВМВ, ЮАС, японский императорский флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments